Управленческие компетенции включают личностные характеристики, профессиональные качества и навыки, модели поведения. У эффективного руководителя всегда есть цель. Чтобы её реализовать, он должен научиться конкретно и быстро отдавать распоряжения, решать конфликтные ситуации, работать в команде, делегировать полномочия и мотивировать сотрудников. Личная организованность руководителя должна проявляться в таких качествах, как определение приоритетов, процесса планирования и функции контроля.
Современному руководителю необходимо создавать такую систему отношений сплоченности и доверия, чтобы у коллектива было желание работать в команде. Он должен быть для членов своей команды не только руководителем, но и неформальным лидером, должен создавать систему ценностей и общих целей, вводить правила взаимодействия в коллективе и нормы организационной культуры.
Авторы данной статьи имеют опыт работы в административной должности от 2 до 2,5 года. Они считают, что человек сам должен захотеть расти профессионально, эффективно управлять, планировать и т. п. — отойти от отличного исполнителя и стать эффективными руководителем. Руководитель, который сам подбирал себе команду, знает, что представляют собой его подчиненные и может дать характеристику каждому из них.
Компетентность как критерий, как своего рода составляющая профессиональных знаний, умений, навыков, мотивации, представляет собой разносторонние способности человека, чередующиеся с практическим опытом. Под управленческой компетентностью понимаются особые характеристики руководителя независимо от того, какую должность он занимает. По мнению многих экспертов по разработке моделей компетенций, деятельность руководителя можно условно разбить на несколько сфер и соответственно выделить кластеры компетенций:
• специальные профессиональные компетенции отражают уровень владения руководителем знаниями и навыками, относящимися к профессиональной деятельности, которые необходимы для осуществления функций и обеспечения процессов работоспособности всей медицинской организации;