Уровень злоупотребления алкогольными напитками и распространенность алкоголизма в Российской Федерации остаются стабильно высокими [1,2]. Россия является одним из мировых лидеров по употреблению крепких алкогольных напитков (38,6 %, по данным ВОЗ) [3,4].
Употребление алкоголя является вариантом избегающего поведения человека и часто вытекает из таких глубинных убеждений, как «беспомощность» и «непривлекательность». Большое значение имеет полноценность семьи: в неполных семьях и в семьях, в которых дети не получают должного внимания, наблюдается более частое появление людей, страдающих алкоголизмом [5]. Негативный детский опыт в семье, со сверстниками и внутри социальных групп в целом может привести к развитию так называемых ранних дезадаптивных схем (Early Maladaptive Schemas, сокращенно EMS) [6].
Студенты являются наиболее уязвимой частью общества в плане приобщения к алкоголю: широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствуют росту алкоголизации молодых людей [2]. К тому же студенчество является переходным моментом в плане формирования привычек и становления образа жизни, так как именно в это время у большей части обучающихся происходит отрыв от семьи, они переезжают в другие города, начинают вести самостоятельную жизнь, формируя определенные модели поведения в той или иной ситуации. Все это обусловливает высокую значимость исследования проблемы влечения к алкоголю, включая исследование психологической склонности к алкоголизации в студенческой среде.
В последние десятилетие наблюдается расширение сферы применения схемы-терапии — она начала выходить за пределы работы с расстройствами личности. Этот подход стали применять к широкому кругу расстройств, включая зависимость от психоактивных веществ [7]. Одним из ярких свидетельств повышенного интереса к схема-терапии стало повсеместное использование опросника ранних дезадаптивных схем Янга (Young Schema Questionnaire — YSQ) практикующими врачами и исследователями по всему миру.