По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.01/.09

Университетские курсы рубежа XIX– XX веков как источник образной системы русского модернизма *

Скороходов Максим Владимирович ФГБУН «Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской Академии наук», Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, 25 а, E-mail: mli.skorohodov@yandex.ru

В статье дается краткая характеристика отечественной системы образования на рубеже XIX–XX вв., которая рассматривается как источник формирования образной системы русского модернизма. Существенным представляется также вопрос об определении кругозора и эрудиции тех читателей, слушателей и зрителей, которым в первую очередь были адресованы произведения авторов Серебряного века.

Литература:

1. Брюсов В.Я. Дневники 1891–1910. — М., 1927.

2. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина / Ин-т мировой лит. РАН. Т. 1. — М., 2003.

3. Обозрение преподавания на историко-филологическом факультете Императорского московского университета в 1898–9 году. [М.], [1898].

4. Скороходов М.В. Сергей Есенин: истоки творчества (вопросы научной биографии). — М., 2014.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 1418-02709) в ИМЛИ РАН.

Статья поступила 01.07.2015 г.

Система образования и чтение — две важные составляющие, оказывающие существенное влияние на формирование творческой личности, мировоззрение человека, его ориентиры, особенности образной системы. Эти аспекты, к сожалению, крайне редко становятся объектом исследования. Для того чтобы понять это, достаточно обратиться к довольно многочисленным летописям жизни и творчества писателей и деятелей искусства. Часто объемные и пространные, обычно они включают лишь несколько записей, посвященных ранним годам жизни персонажа, его детству и юношеству. Отмечаются встречи с известными современниками, первые ученические опыты в стихах и прозе, в живописи и музыке, поездки, но о школьных учителях, преподавателях гимназий, программах, учебниках и учебных пособиях, по которым занимались юноши, в будущем ставшие писателями или деятелями искусства, практически ничего не сообщается. Информация о круге чтения обычно также предельно краткая. Сходная ситуация наблюдается и при описании периода получения высшего образования. Не анализируются в качестве источника творчества лекции профессоров и преподавателей университетов, рекомендуемые ими для изучения книги и пособия.

Если обратиться не к летописям жизни и творчества, которые подневно фиксируют жизнь и деятельность персонажей, а к научным биографиям, очеркам жизни и творчества, беллетризованным биографиям, вырисовывается в сущности та же картина. Однако без пристального внимания к этой значимой части биографии любого человека невозможно во всей полноте раскрыть истоки творческой индивидуальности.

Одной из немногих работ последнего времени, в которой систематически освещаются вопросы, связанные с получением образования, явилась «Летопись жизни и творчества С.А. Есенина». В Приложении к ее первому тому приводятся архивные и извлеченные из редких изданий материалы о преподавателях Есенина, учебных заведениях, в которых он обучался, планы лекционных курсов и другие материалы, связанные с периодом учебы [2. С. 472–482, 489–509, 523–531, 585–596]. Среди введенных в научный оборот материалов — данные о программах Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.

Для Цитирования:
Скороходов Максим Владимирович, Университетские курсы рубежа XIX– XX веков как источник образной системы русского модернизма *. Вопросы культурологии. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: