Вопрос о профессиональном стандарте специалиста по брендингу назрел и является крайне актуальным, прежде всего, из-за крайней недооцененности акционерной стоимости российских компаний. В этой статье вы сможете познакомиться с взглядом на данную проблему двух практиков российского брендинга, посвятивших этой профессии более 40 лет на двоих. Проанализировав, с одной стороны, учебную подготовку, а с другой практическую составляющую работы бренд-менеджеров и бренд-директоров в различных российских компаниях, авторы пришли к единому выводу, что сегодняшний современный подход к подготовке специалистов в российских вузах и программах профессиональной подготовки, к сожалению, не дает специалисту по брендингу возможность успешно выполнять полный комплекс задач, которые ставит перед ним руководство предприятий.
Большинство бренд-менеджеров, получивших образование, а затем, и поработав в крупной или средней компании, освободившись там от юношеских романтических воззрений на свою профессию типа «я творец этого мира», осознают, что являются, всего лишь, солдатами в процессе программирования потребителя по определенным канонам, стандартам, схемам — алгоритмам, созданными, как правило, внутри западных глобальных корпораций. Солдат в бой ведут корпоративные офицеры и генералы под знаменем великой цели — стоимости бизнеса (акционерной стоимости). У руководителей компаний от этих двух сладких слов зависит их личное благосостояние, бывает до 20 % от суммы ее прироста в год, и, чаще всего, бренд-менеджер для решения данной задачи используется как подсобный мультиинструмент. Этакий «корпоративный шуруповерт» с «набором насадок» в ассортименте.
Несмотря на большое количество разнообразных задач, ставящихся перед бренд-менеджером на предприятии, начиная от исследований потребителей до производства упаковки и поддержки продаж, истинный профессионализм специалиста по брендингу укладывается в простую, на первый взгляд, схему из четырех слов: поведение потребителя — акционерная стоимость. Между этими словами в большинстве российских компаний — пропасть, в которой находится бренд-менеджер. Если он замотивирован на капитализацию вверенного бренда, он вынужден находиться в центре иногда тихой борьбы «бульдогов под ковром», иногда громкой битвы между вечно воюющими за ресурсы конкурирующими департаментами корпорации. В этих условиях он и пытается склеить амбиции противоборствующих групп хоть в какую-то конструкцию. У кого-то из бренд-менеджеров получается, у кого-то нет.