Статья поступила 10.01.2017 г.
Обрядовое действо, как известно, возникло в качестве способа принудительного воздействия человека на природу. Поскольку древние люди совершали свои поступки как бы в присутствии сверхъестественных сил, то обряды и стали формой общения с потусторонними силами. С другой стороны, обряды являются мощным средством сплочения народа, передаются из рода в род, из поколения в поколение, совершаются так, как это было установлено предками. Обряды, отражая богатый многовековой опыт народа, его этику и эстетику, составляют подлинную основу традиционной народной культуры.
Особую роль играют семейные обряды, которые сопровождают наиболее важные моменты в человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Богатый пласт духовной культуры народа представлен свадебным обрядом, который состоит из нескольких отдельных частей: досвадебного периода, собственно свадебного периода (первый день свадьбы), послесвадебного периода. Этнографы отмечают резкий контраст между первой и второй частью свадебного обряда. Если первая часть 89 (досвадебный период, собственно свадебный период) проникнута тревогой, неуверенностью, грустью, то во второй части, в частности, утром первого дня после свадьбы, после брачной ночи, царят веселье и радость. Первая часть свадебного обряда посвящена символической смерти и погребению девушки, а вторая — ее возрождению в качестве замужней женщины, прошедшей инициацию. Второй день свадьбы, особенно его утро — логическое продолжение собственно свадебного торжества, поскольку в это время происходит ритуальный подъем супружеской пары с брачного ложа, приход гостей, бывших на свадебном пиру, родителей с ритуальными блюдами для молодых, продолжением свадебного пира, в заключение — различные испытания молодой. Продолжением веселья, свадебного застолья служит гуляние в доме невесты, которое отличается от предыдущего свадебного пира обрядовыми действиями, свадебными угощениями. В возвращении невесты в родительский дом исследователи усматривают связь свадебного и погребального обрядов, когда «символическим «возвращением» заканчивалось «сказочное» путешествие невесты в мир иной — дальше начиналась жизнь» [4. С. 95]. Кроме того, несомненной является связь свадебного обряда с аграрной магией — магией плодородия, выступающей в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли. В слиянии аграрного и женственного начал сказалось стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье [9. С. 42]. По своей структуре свадьба соответствует схеме обряда инициации: она подводит черту под прошлым и закладывает основы будущей жизни. С этой точки зрения главным субъектом переходного обряда является невеста, поскольку именно она, а не жених, подвергается основным испытаниям и переживает глубокие перемены. Свадебный обряд играет важную роль в жизни молодой девушки, поскольку знаменует процесс перехода в новый социальный и половозрастной статус — замужнюю женщину.