По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 811.161.1

Универсальное и уникальное в языковой репрезентации образа невесты в пространстве русского мира

Никифорова Ольга Валентиновна. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал). Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, 36, e-mail: snegaovnik@rambler.ru

Статья посвящена анализу номинаций, манифестирующих невесту в нижегородских говорах. Наблюдения над народной речью на примере образа русской невесты дают возможность углубить представление о соотноше- нии универсального и локального, служат ключом к пониманию культурно значимых констант русского мира.

Литература:

1. Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу. Т.  I–III.  — М.: Издание К. Солдатенкова, 1865-1868. Т. 1.

2. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. «Князь» и «княгиня» в русском свадебном величании: к семантике обрядовых терминов // Русская филология IV. — Тарту: ТГУ, 1975.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В  четырех томах. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. Т. 2.

4. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. — Л.: Наука, 1991.

5. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. — М.: Институт русской цивилизации, 2014.

6. Зеленин Д.К. Новые веяния в народной поэзии // Избранные труды: Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг. — М.: Индрик, 1994.

7. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах X IX — начала XX вв. — М.: Наука, 1984.

8. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. — Харьков: Издание М. В. Потебня, 1914.

9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1980.

10. Трубачев О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.

Статья поступила 10.01.2017 г.

Обрядовое действо, как известно, возникло в качестве способа принудительного воздействия человека на природу. Поскольку древние люди совершали свои поступки как бы в присутствии сверхъестественных сил, то обряды и стали формой общения с потусторонними силами. С другой стороны, обряды являются мощным средством сплочения народа, передаются из рода в род, из поколения в поколение, совершаются так, как это было установлено предками. Обряды, отражая богатый многовековой опыт народа, его этику и эстетику, составляют подлинную основу традиционной народной культуры.

Особую роль играют семейные обряды, которые сопровождают наиболее важные моменты в человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Богатый пласт духовной культуры народа представлен свадебным обрядом, который состоит из нескольких отдельных частей: досвадебного периода, собственно свадебного периода (первый день свадьбы), послесвадебного периода. Этнографы отмечают резкий контраст между первой и второй частью свадебного обряда. Если первая часть 89 (досвадебный период, собственно свадебный период) проникнута тревогой, неуверенностью, грустью, то во второй части, в частности, утром первого дня после свадьбы, после брачной ночи, царят веселье и радость. Первая часть свадебного обряда посвящена символической смерти и погребению девушки, а вторая — ее возрождению в качестве замужней женщины, прошедшей инициацию. Второй день свадьбы, особенно его утро — логическое продолжение собственно свадебного торжества, поскольку в это время происходит ритуальный подъем супружеской пары с брачного ложа, приход гостей, бывших на свадебном пиру, родителей с ритуальными блюдами для молодых, продолжением свадебного пира, в заключение — различные испытания молодой. Продолжением веселья, свадебного застолья служит гуляние в доме невесты, которое отличается от предыдущего свадебного пира обрядовыми действиями, свадебными угощениями. В возвращении невесты в родительский дом исследователи усматривают связь свадебного и погребального обрядов, когда «символическим «возвращением» заканчивалось «сказочное» путешествие невесты в мир иной — дальше начиналась жизнь» [4. С. 95]. Кроме того, несомненной является связь свадебного обряда с аграрной магией — магией плодородия, выступающей в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли. В слиянии аграрного и женственного начал сказалось стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье [9. С. 42]. По своей структуре свадьба соответствует схеме обряда инициации: она подводит черту под прошлым и закладывает основы будущей жизни. С этой точки зрения главным субъектом переходного обряда является невеста, поскольку именно она, а не жених, подвергается основным испытаниям и переживает глубокие перемены. Свадебный обряд играет важную роль в жизни молодой девушки, поскольку знаменует процесс перехода в новый социальный и половозрастной статус — замужнюю женщину.

Для Цитирования:
Никифорова Ольга Валентиновна., Универсальное и уникальное в языковой репрезентации образа невесты в пространстве русского мира. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: