По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Умный город» — «умные медиа»: музеи и СМИ в условиях глобальной цифровизации городских пространств

Анна Михайлова PhD, аналитик управления музейно-туристского развития «МОСГОРТУР», Москва

15 ноября в Государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоялась панельная дискуссия «“Умный город” — “умные медиа”: музеи и СМИ в условиях глобальной цифровизации городских пространств». Дискуссия была организована в рамках сессии «Образование» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Модератором выступила Камилла Нигматуллина, доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ. Участниками дискуссии стали российские и зарубежные специалисты в области культурного продюсирования, коммуникаций и дизайна.

Модератором были предложены следующие определения, на базе которых строился разговор.

«Умный город» — концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoTрешения) для управления городским имуществом и пространством. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни с помощью технологии городской информатики для повышения эффективности обслуживания и удовлетворения нужд граждан.

«Умные медиа» — метафора для обозначения площадок для массовой и персональной коммуникации между властью, социальными институтами и городскими учреждениями с одной стороны и массовой аудиторией либо конкретным гражданином — с другой. «Умным медиа» можно считать городское онлайн-СМИ, сервис по отправке жалоб на сайте, мобильное приложение — гид по музеям и другие медиа, которые при производстве и доставке контента ориентируются на цифровые данные, привязанные к конкретной локации.

Эти явления рассматривались в контексте креативной экономики, также называемой экономикой знаний. Это особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности, к основным характеристикам которой относят высокую роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека, высокую степень неопределенности, а также большой объем уже существующих знаний и одновременно с этим острую необходимость генерации новых.

Первая часть дискуссии была посвящена требованиям, которые цифровизация городов предъявляет к музеям и другим учреждениям культуры.

Анастасия Озерская, руководитель пресс-службы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, рассказала о двух проектах, на примере которых можно увидеть, как цифровые технологии встраиваются в особую атмосферу мемориального музея-квартиры. Именно за этой атмосферой очень часто приходят посетители. Поиск баланса — непростая задача, ведь посетители жаждут подлинности в условиях информационной перегрузки и стремятся получить какой-то духовный опыт. Музей концентрируется на общении с человеком, при этом стремится обойтись без цифрового посредника. Цифровые технологии используются только в тех случаях, когда без них невозможно решить музейные задачи. Критерии при выборе цифровых решений — лаконичность и деликатность. В мемориальной квартире есть мультимедийные решения, но их совсем немного. Например, Белый зал — это литературная часть экспозиции, где с помощью технологий удается передать творческий процесс и ассоциативное мышление поэта. Новый проект — выставка «Ахматова. Ты один из моих двойников», ставшая для музея первым опытом работы с ARобъектами (AR — augmented reality, дополненная реальность). Для выставки создано приложение, с помощью которого можно познакомиться с творческим методом Ахматовой. Доступ к контенту также осуществляется с помощью QR-кодов.

Для Цитирования:
Анна Михайлова, «Умный город» — «умные медиа»: музеи и СМИ в условиях глобальной цифровизации городских пространств. Музей. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: