По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Улучшающие изменения. Часть 4. Управление знаниями

Александр Камышев канд. техн. наук, научный консультант АНО «Центр Квалитет», директор Ассоциации «ЦЕНТРОСЕРТ» с 1997-го по 2008 год (Москва)

Литература:

1. ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Системы менеджмента качества. Требования.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию (The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action). — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. — 320 с.

3. Камышев А.И. Качество и эффективность — условия успеха. Методы совершенствования систем менеджмента организаций / А.И. Камышев. — ЛитРес: Самиздат, 2019. — 440 с., 117 илл.

4. Камышев А.И. Требования к компетентности персонала и управление знаниями. В составе цикла статей по обеспечению организации информацией, знаниями и компетентным персоналом как условие ее успеха // Методы менеджмента качества. — 2017. — № 1. — С. 14–20.

5. Харрингтон Дж. Совершенство управления знаниями / Пер. с англ. А.Л. Раскина; под научн. ред. А.Б. Болдина. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. — 272 с., ил. — (Серия «Деловое совершенство»).

6. ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010). Менеджмент качества для достижения устойчивого успеха организации.

Необходимым условием успешной деятельности организации является обеспечение ее знаниями. Для квалифицированного выполнения требований международного стандарта ISO 9001:2015 [1] и собственных требований по профилю своей деятельности организации необходимо разработать и постоянно совершенствовать соответствующее информационно-методическое обеспечение.

Фундаментальной причиной изменения систем управления предприятиями — производителями товаров и услуг стал процесс смены индустриальной эпохи эпохой информационной, в полной мере проявившей себя уже в последние десятилетия ХХ века.

Произошедшие изменения деятельности компаний коснулись практически всех ее аспектов (табл. 1) [2].

Эти изменения нашли свое отражение в требованиях и указаниях международных стандартов ISO серии 9000, касающихся принципов построения и применения СМК. В наибольшей степени это относится к ориентации на потребителя, применению процессного подхода, анализу и учету факторов внешней и внутренней среды организации, управлению знаниями и обеспечению компетентности персонала.

Стандарт ISO 9001:2015 содержит требования к СМК организации двух видов (рис. 1):

• стандартные требования, непосредственно указанные в данном стандарте;

• собственные требования, введенные дополнительно самой организацией.

Роль и значение стандартных требований состоят в том, что они отражают современный уровень развития СМК, приемлемый для внедрения большинством стран — членов Международной организации по стандартизации (ИСО). Это гарантируется принятием стандартов не менее чем 75% голосов, то есть абсолютным большинством.

Поскольку международный стандарт ISO 9001:2015 является универсальным, то есть пригодным для всех организаций, то его внедрение создает основу для формирования глобальной сети организаций, построенных и взаимодействующих по единым правилам.

В тексте стандарта ISO 9001:2015 стандартные требования начинаются со слов «организация должна…» или «высшее руководство должно…» и далее указываются действия, которые необходимо выполнить. Как показывает анализ стандарта, ориентировочное количество таких требований превышает 90, причем многие из них носят комплексный характер и содержат перечни условий, подлежащих выполнению.

Для Цитирования:
Александр Камышев, Улучшающие изменения. Часть 4. Управление знаниями. Управление качеством. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: