По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Улучшающие изменения. Часть 3. Повышение эффективности

Александр Камышев канд. техн. наук, научный консультант АНО «Центр Квалитет», директор Ассоциации «ЦЕНТРОСЕРТ» с 1997-го по 2008 год (Москва)

Литература:

1. Камышев А.И. Улучшающие изменения. Часть 2. Процессный подход // Управление качеством. — 2020. — № 3. — С. 12–21.

2. BS 6143:1992 (ГОСТ 52380.1-2005). Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс.

3. ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Системы менеджмента качества. Требования.

4. Камышев А.И. Эффективность СМК. Часть 2. Процессно-ориентированное управление затратами // Методы менеджмента качества. — 2013. — № 11. — С. 14–19.

5. Камышев А.И. Качество и эффективность — условия успеха. Методы совершенствования систем менеджмента организаций / А.И. Камышев. — «ЛитРес: Самиздат», 2019. — 440 с. — 117 илл.

6. Карпов А. Центр финансовой ответственности (ЦФО). — http://www.bud-tech.ru/ cfo.html.

7. ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010). Менеджмент качества для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

8. АВС-анализ. — http://ru.wikipedia.org/ wiki/ABC-%E0%ED%E0%EB%E8%E7.

9. Ковалев А.П. Основы стоимостного анализа: Учебное пособие / А.П. Ковалев, В.В. Рыжова. — М.: Финансы и статистика. 2007.  — 208 с.

10. Метод «пять почему». — http://www. inventech.ru/pub/methods/metod-0002/.

11. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Даниел Джонс; пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 472 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).

Процессный подход к построению СМК введен с целью повышения результативности и эффективности деятельности организаций. Повышение результативности стало доминирующим требованием стандарта ISO 9001.

Однако анализ затрат на выполнение процессов, от которых зависит эффективность деятельности организации, в этом стандарте не рассматривается. В то же время этот вопрос имеет важнейшее значение для организации, поскольку от него зависят ее финансовое благополучие и выживаемость.

При введении процессного подхода Технический комитет ИСО/ТК 176 (разработчик стандартов ISO серии 9000) сразу наметил два направления совершенствования процессов (рис. 1).

На рисунке желтыми кружками показано применение цикла улучшающих преобразований PDCA. Большой желтый кружок, наложенный на окружность, охватывающую всю сеть процессов, означает действия по улучшению этой сети, ее структуры и состава. Малые кружочки, изображенные под процессами, означают улучшение этих процессов.

Таким образом, направления по улучшению включают улучшения сети процессов в целом и каждого из ее процессов в отдельности.

В рамках реализации первого направления можно рассматривать описанное в части 2 данной статьи [1] целевое построение сети процессов с использованием методики функционального анализа систем (FAST), которое позволяет построить рациональную сеть процессов для достижения нужной цели.

Далее, построив экономичную с точки зрения состава и структуры сеть, можно приступить к совершенствованию входящих в нее процессов путем сокращения затрат на их выполнение и обеспечение качества.

В 1992 году был опубликован британский стандарт BS 6143:1992 [2], в котором был предложен процессный подход к управлению затратами организации. Вводная часть этого стандарта содержала критические замечания о существовавшей традиционной оценке затрат на качество.

При этой оценке затраты на обеспечение качества классифицировались по трем категориям:

1) предупреждающие затраты — затраты на выявление, предупреждение и снижение риска возникновения несоответствия или дефекта;

Для Цитирования:
Александр Камышев, Улучшающие изменения. Часть 3. Повышение эффективности. Управление качеством. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: