Процессный подход к построению СМК введен с целью повышения результативности и эффективности деятельности организаций. Повышение результативности стало доминирующим требованием стандарта ISO 9001.
Однако анализ затрат на выполнение процессов, от которых зависит эффективность деятельности организации, в этом стандарте не рассматривается. В то же время этот вопрос имеет важнейшее значение для организации, поскольку от него зависят ее финансовое благополучие и выживаемость.
При введении процессного подхода Технический комитет ИСО/ТК 176 (разработчик стандартов ISO серии 9000) сразу наметил два направления совершенствования процессов (рис. 1).
На рисунке желтыми кружками показано применение цикла улучшающих преобразований PDCA. Большой желтый кружок, наложенный на окружность, охватывающую всю сеть процессов, означает действия по улучшению этой сети, ее структуры и состава. Малые кружочки, изображенные под процессами, означают улучшение этих процессов.
Таким образом, направления по улучшению включают улучшения сети процессов в целом и каждого из ее процессов в отдельности.
В рамках реализации первого направления можно рассматривать описанное в части 2 данной статьи [1] целевое построение сети процессов с использованием методики функционального анализа систем (FAST), которое позволяет построить рациональную сеть процессов для достижения нужной цели.
Далее, построив экономичную с точки зрения состава и структуры сеть, можно приступить к совершенствованию входящих в нее процессов путем сокращения затрат на их выполнение и обеспечение качества.
В 1992 году был опубликован британский стандарт BS 6143:1992 [2], в котором был предложен процессный подход к управлению затратами организации. Вводная часть этого стандарта содержала критические замечания о существовавшей традиционной оценке затрат на качество.
При этой оценке затраты на обеспечение качества классифицировались по трем категориям:
1) предупреждающие затраты — затраты на выявление, предупреждение и снижение риска возникновения несоответствия или дефекта;