По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Улучшающие изменения. Часть 2. Процессный подход

Александр Камышев канд. техн. наук, научный консультант АНО «Центр Квалитет», директор Ассоциации «ЦЕНТРОСЕРТ» с 1997-го по 2008 год (Москва)

Литература:

1. ISO 9001:2000 (ГОСТ ИСО 9001-2001) «Системы менеджмента качества. Требования».

2. ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

3. ISO 9001:2008 (ГОСТ ИСО 9001-2008) «Системы менеджмента качества. Требования».

4. Document: ISO/TC 176/SC 2/N 544R3 Guidance on the Concept and Use of the Process Approach for management systems, 2008, www.iso.org/tc176/sc2.

5. Document: ISO/TC 176/SC 2/N 630 R3 Guidance on 'Outsourced Processes', 2008, www.iso.org/tc176/sc2.

6. FAST (Методика системного анализа функций). — http://www.inventech.ru/lib/ glossary/fast/.

7. Камышев А.И. Качество и эффективность — условия успеха. Методы совершенствования систем менеджмента организаций / А.И. Камышев. — ЛитРес: Самиздат, 2019. — 440 с. — 117 илл.

8. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Даниел Джонс; пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 472 стр. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).

9. Камышев А.И. Процессно-модульный подход к обеспечению качества выпускаемой продукции // Методы менеджмента качества. — 2014. — № 7. — С. 16–23.

10. ISO 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010) «Менеджмент качества для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».

11. ISO 9000:2015 (ГОСТ Р ИСО 9000-2015) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

12. ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) «Системы менеджмента качества. Требования».

13. ISO 31000:2009 (ГОСТ Р ИСО 310002010) «Менеджмент риска. Принципы и руководство».

Со времени публикации международных стандартов ISO серии 9000 в 1987 году введение процессного подхода в 2000 году стало наиболее радикальным изменением концепции построения систем менеджмента качества (СМК) организаций. Если раньше главной целью деятельности организаций было обеспечение качества выпускаемой продукции и удовлетворенности потребителей, то теперь акцент был сделан на достижении результативности и эффективности этой деятельности.

Прежде всего необходимость таких изменений была обусловлена развитием рыночных отношений, при которых гибкость, быстрота и эффективность деятельности организаций стали условиями их выживания.

Существовавшая громоздкая функционально-иерархическая система управления организациями становилась тормозом в обеспечении удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Основные недостатки этой системы, в особенности у крупных организаций:

— дорогостоящий и постоянно разрастающийся управленческий аппарат, представляющий собой многоуровневую систему, не приспособленную к принятию оперативных решений в условиях быстро изменяющихся рыночных требований;

...Если раньше главной целью деятельности организаций было обеспечение качества выпускаемой продукции и удовлетворенности потребителей, то теперь акцент был сделан на достижении результативности и эффективности этой деятельности...

— постоянно возникающие неувязки и несоответствия вследствие значительного количества стыков между различными службами и подразделениями;

— сложность постановки задач многочисленным службам и подразделениям, а также координации их действий по решению новых задач, возникающих перед организацией.

В итоге — снижение управляемости организаций, неэффективное использование ресурсов, неконкурентоспособность продукции и потери заказов.

Процессный подход призван вытеснить (или по крайней мере оттеснить на второй план) господствующую в большинстве организаций функциональноиерархическую систему управления. Практически сделать это весьма непросто, поскольку необходимо не только провести сокращение управленческого аппарата (к тому же обладающего административным ресурсом), но и изменить менталитет персонала, необходимый для реализации процессного подхода.

Для Цитирования:
Александр Камышев, Улучшающие изменения. Часть 2. Процессный подход. Управление качеством. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: