Со времени публикации международных стандартов ISO серии 9000 в 1987 году введение процессного подхода в 2000 году стало наиболее радикальным изменением концепции построения систем менеджмента качества (СМК) организаций. Если раньше главной целью деятельности организаций было обеспечение качества выпускаемой продукции и удовлетворенности потребителей, то теперь акцент был сделан на достижении результативности и эффективности этой деятельности.
Прежде всего необходимость таких изменений была обусловлена развитием рыночных отношений, при которых гибкость, быстрота и эффективность деятельности организаций стали условиями их выживания.
Существовавшая громоздкая функционально-иерархическая система управления организациями становилась тормозом в обеспечении удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Основные недостатки этой системы, в особенности у крупных организаций:
— дорогостоящий и постоянно разрастающийся управленческий аппарат, представляющий собой многоуровневую систему, не приспособленную к принятию оперативных решений в условиях быстро изменяющихся рыночных требований;
...Если раньше главной целью деятельности организаций было обеспечение качества выпускаемой продукции и удовлетворенности потребителей, то теперь акцент был сделан на достижении результативности и эффективности этой деятельности...
— постоянно возникающие неувязки и несоответствия вследствие значительного количества стыков между различными службами и подразделениями;
— сложность постановки задач многочисленным службам и подразделениям, а также координации их действий по решению новых задач, возникающих перед организацией.
В итоге — снижение управляемости организаций, неэффективное использование ресурсов, неконкурентоспособность продукции и потери заказов.
Процессный подход призван вытеснить (или по крайней мере оттеснить на второй план) господствующую в большинстве организаций функциональноиерархическую систему управления. Практически сделать это весьма непросто, поскольку необходимо не только провести сокращение управленческого аппарата (к тому же обладающего административным ресурсом), но и изменить менталитет персонала, необходимый для реализации процессного подхода.