Необходимость улучшающих изменений в организациях существовала всегда как условие их развития и прогресса, но по мере развития рыночных отношений и роста конкуренции их роль стала особенно актуальной.
Обязанность проведения улучшающих изменений закреплена в базовых международных стандартах. Улучшение является одним из основополагающих принципов создания и функционирования СМК. В качестве обоснования этого принципа в ISO 9000:2015 [2] указано: «Улучшение крайне необходимо организации, чтобы сохранять и поддерживать текущие уровни осуществления деятельности, реагировать на изменения, связанные с внутренними и внешними условиями, и создавать новые возможности».
Если рассмотреть содержание и последовательность требований последней версии стандарта ISO 9001:2015 [3] к СМК, то деятельность организации можно представить в виде совокупности работ, показанных на рис. 1 [8].
При этом можно выделить четыре основные области работ, выполняемых организацией:
1. Установление области применения СМК и создание базовой сети процессов для выпуска продукции и оказания услуг по профилю деятельности организации.
2. Создание системы управления деятельностью организации и обеспечения ее ресурсами, включая политику, цели, персонал и основные средства.
...Улучшение крайне необходимо организации, чтобы сохранять и поддерживать текущие уровни осуществления деятельности, реагировать на изменения, связанные с внутренними и внешними условиями, и создавать новые возможности...
3. Выпуск продукции и оказание услуг нужного вида и качества с использованием базовой сети процессов, системы управления деятельностью организации и обеспечения ее ресурсами.
4. Анализ, оценка и улучшение результатов деятельности организации, полученных благодаря их мониторингу и документированию.
Улучшающие действия могут касаться всех аспектов деятельности, всех уровней организации и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы они способствовали решению следующих важнейших задач организации: