В настоящее время косметология является быстро и постоянно развивающейся областью медицины. Каждые несколько лет появляются новые аппаратные технологии, а также расширяется спектр агентов для инъекционных препаратов.
Наиболее часто используемыми в эстетической медицине являются наполнители на основе гиалуроновой кислоты (ГК). Ежегодно проводится более 3 млн процедур с использованием наполнителей на основе ГК, и эта цифра только растет [1].
Поскольку большинство пациентов, обращающихся к врачам-косметологам, по состоянию своего здоровья относятся к категории здоровых и практически здоровых людей, обращение за косметологической помощью подразумевает не столько лечение, сколько улучшение эстетики внешнего облика человека, выполняемые процедуры должны быть максимально безопасными.
Хотя большинство современных инъекционных наполнителей имеют высокий профиль безопасности, побочные эффекты продолжают происходить с регулярной частотой [2].
Осложнения могут быть вызваны непосредственно веществом, составляющим основу препарата, которые могут проявляться в виде аллергических и аутоиммунных реакций, воспаления или вследствие инвазивного вмешательства (инфицирование, миграция препарата, внутрисосудистая инъекция или сосудистая компрессия) [3].
Препараты на основе ГК имеют преимущество перед прочими агентами наличием антидота (полностью растворимы гиалуронидазой для устранения гиперкоррекции или в случае возникновения осложнений). Определение точной топографии введенного наполнителя и его объема в случае глубокой локализации может быть затруднительным, но является важным для расчета эффективной дозировки гиалуронидазы и прицельного растворения препарата [4].
Ультразвуковое сканирование кожи и мягких тканей лица, а также проведение доплерографии применяется в дерматологии для оценки качественного состояния кожи, ее подлежащих и сосудистых структур, а также как вспомогательное исследование для диагностики некоторых заболеваний и новообразований кожи и подкожно-жировой клетчатки.