По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.072.2+316.722 DOI:10.33920/nik-01-2303-02

Уличное искусство и паблик-арт в Исламской Республике Иран

Зелинко Мирослава Сергеевна ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», Россия, 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 25, стр. 1, E-mail: mirazelinko@gmail.com, ORCID ID: 0000-0003-4582-5340
Карцева Екатерина Александровна ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Россия, 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, E-mail: katyakartseva@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-3517-5551

Статья посвящена обзору визуальной среды современного Тегерана и других городов Исламской Республики Иран в контексте многообразия форм монументального, городского и уличного искусства. Даны определения базовых понятий и тактик существования современного искусства в городе, таких как стрит-арт и паблик-арт. Выявлены их эстетические, концептуальные составляющие и генеалогические предпосылки с попыткой дальнейшей адаптации к иранской арт-сцене, которую можно охарактеризовать как молодую, динамичную, активно развивающуюся под влиянием большого количества специфических социокультурных особенностей. Городское искусство Ирана рассмотрено сквозь призму динамических пересечений с его историей, религией, политическими концепциями, а также мировыми изменениями последних десятилетий, современными вызовами и феноменами городской культуры, которые определили потребность Ирана в модернизации и адаптации ряда западных моделей для улучшения качества жизни граждан, несмотря на то что страна по-прежнему остается закрытой и изолированной от внешнего мира, а ее культура ярко окрашена стремлением к самоидентификации и локализации. Статья не претендует на всеобъемлющий обзор иранского уличного искусства, но стремится описать наиболее характерные формы его репрезентации, отмеченные в результате деловой поездки в Иран одного из авторов.

Литература:

1. Constitution of the Islamic Republic of Iran [Электронный ресурс]. — URL: https:// publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law-library-files/Iran_ Constitution_en.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

2. Вильчинская-Бутенко М.Э. Cтрит-арт и анонимность художника // Эстетика стрит-арта: сборник статей / ФГБОУ ВО «С.-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна» / Под общ. ред. К.А. Куксо. — СПб.: СПбГУПТД, 2018. — C. 39–48.

3. Карцева Е.А. Зарубежный опыт государственной и частной поддержки публичного искусства (паблик-арта) на примере США // Обсерватория культуры. — 2022. — Т. 19, № 1. — С. 46–55.

4. Карцева Е.А., Звягинцева М.Л. Паблик-арт: терминологические подходы и критерии идентификации / Е.А. Карцева, М.Л. Звягинцева // Артикульт. — 2020. — № 37 (1). — С. 58–73.

5. Карцева Е.А. Специфика профессиональных компетенций художников, работающих в паблик-арте // Художественное образование и наука. — 2022. — № 2 (31). — С. 6–12.

6. Сеидова Г.Н. Западная цивилизация и Иран в контексте глобализации // Исламоведение. — 2014. — № 2. — С. 6–13.

7. Javid M. 'The Islamic Republic of Iran and Postmodernism', Bi-Quarterly Political Knowledge, 2 (1), pp. 59–84, 2006 [Электронный ресурс]. — URL: https://pkn.journals.isu.ac.ir/article_66.html?lang=en (дата обращения: 05.09.2022).

8. Talinn Grigor. Contemporary Iranian Art From the Street to the Studio. — Reaktion Books Ltd, 2014. — 296 p.

9. William O. Beeman Iran and the United States: Postmodern Culture Conflict in Action [Электронный ресурс]. — URL: https://muse.jhu.edu/article/48516/pdf (дата обращения: 05.09.2022).

1. Constitution of the Islamic Republic of Iran [Electronic Resource]: https://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law-library-files/Iran_Constitution_en.pdf (accessed: 26.07.2022).

2. Javid M. “The Islamic Republic of Iran and Postmodernism”, Bi-Quarterly Political Knowledge, 2 (1), pp. 59–84, 2006 [Electronic Resource]: https://pkn.journals.isu.ac.ir/ article_66.html?lang=en (accessed: 05.09.2022).

3. Kartseva E.A., Zvyagintseva M.L. Pablik-art: terminologicheskiye podkhody i kriterii identifikatsii [Public art: terminological approaches and identification criteria] // Artikult. 2020. 37 (1), pp. 58–73.

4. Kartseva E.A. Zarubezhnyy opyt gosudarstvennoy i chastnoy podderzhki publichnogo iskusstva (pablik-arta) na primere SSHA [Foreign experience of state and private support of public art (public art) on the example of the USA] // Observatory of Culture. 2022. V. 19, No 1. P. 46–55.

5. Kartseva E.A. Spetsifika professional'nykh kompetentsiy khudozhnikov, rabotayushchikh v pablik-arte [The specifics of the professional competencies of artists working in public art] // Art education and science. 2022. No. 2 (31). P. 6–12.

6. Talinn Grigor. Contemporary Iranian Art From the Street to the Studio, Reaktion Books Ltd, 2014, 296 p.

7. Vilchinskaya-Butenko M.E. Strit-art i anonimnost' khudozhnika [Street art and anonymity of the artist], pp. 39–48 // in Estetika strit-arta: sbornik statey [Aesthetics of street art: collection of articles] FGBOU VO «S.-Peterb. gos. un-t promyshlennykh tekhnologiy i dizayna»; pod obshch. red. K.A. Kukso. — Sankt-Peterburg: SPbGUPTD, 2018.

8. Seidova G.N. Zapadnaya tsivilizatsiya i Iran v kontekste globalizatsii [Western civilization and Iran in the context of globalization] // Islamic Studies. № 2, 2014, pp. 6–13.

9. William O. Beeman Iran and the United States: Postmodern Culture Conflict in Action [Electronic Resource]: https://muse.jhu.edu/article/48516/pdf (accessed: 05.09.2022).

Статья поступила 01.02.2023.

Исламская Республика Иран — одна из крупнейших стран Ближневосточного региона, расположенная в Персидском заливе. Колыбель древних цивилизаций и один из главных антагонистов англо-американского мира придерживается консервативных нравов и ценностей, которые противопоставляются процессам глобализации, воспринимаемым как насильственная «вестернизация» и «американизация»1. Несмотря на внешнеэкономические санкции и внутреннюю информационную изоляцию от западной повестки, Иран не остается полностью исключенным из процессов модернизации и интеграции и в рамках постмодернистской парадигмы. О взаимосвязи Ирана и западного постмодернизма, например, указывается в том аспекте постмодернизма, «который имеет дело с эпистемологией и социальными или индивидуальными идеологиями», признавая наличие некоего взаимовлияния между Исламской Республикой и постмодернизмом в «процессе оживления религиозности в настоящее время»2.

Глобальные явления также оказываются преобразованы сквозь призму региональных локусов в культурной и визуальной среде современных иранских городов. Например, такие направления современного искусства, как уличное искусство (стрит-арт) и паблик-арт, первоначально возникшие на Западе, выработавшие там характерные формы репрезентации, культурные коды, визуальную эстетику, оказываются широко представленными в современном Иране сквозь призму рефлексии государственной идеологии и локального культурного наследия.

Оба этих художественных явления достаточно молоды. Возникший в Нью-Йорке 1980-х гг., стрит-арт (от англ. street-art) является разновидностью современных активистских и постмодернистских арт-практик, отличается характерными внешними атрибутами, ритуалами, стилями поведения, среди которых — особый уличный стиль одежды, сленг, тесная связь с хип-хоп-музыкой и другими субкультурными формами. Демографически основными представителями стрит-арта является молодежь, преимущественно мужского пола. В отличие от других форм творческой деятельности, художники, занимающиеся стрит-артом, как правило, не имеют профессионального художественного образования, а их деятельность не является для них профессией, которой они обеспечивают свое существование. Важная концептуальная особенность уличного искусства заключается в его несанкционированном, критическом характере, ставящем под сомнение понимание публичной сферы как монопольной зоны государственного контроля и влияния. Интервенция в городскую среду — это всегда попытка вторгнуться в городскую коммуникацию с помощью художественного высказывания, чтобы обозначить, выявить, а в идеале разрешить скрытые политические, социальные, культурные конфликты.

Для Цитирования:
Зелинко Мирослава Сергеевна, Карцева Екатерина Александровна, Уличное искусство и паблик-арт в Исламской Республике Иран. Вопросы культурологии. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: