По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/vne-01-2202-02

Украинский кризис: «Ядерный» аспект»

Гришаева Лидия Евгеньевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории России XX–XXI вв. исторического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Россия, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Е-mail: ligrish@mail.ru, ORCID: 0000–0003–0855–8589

В статье автор проводит тщательный и объективный анализ украинского кризиса, казалось бы, с вполне очевидной, но достаточно неожиданной стороны. Автор полагает, что при рассмотрении украинской проблемы надо акцентировать внимание на ее «ядерном аспекте». По мнению автора, острота украинского кризиса после распада СССР и обретения Украиной независимости усугублялась, прежде всего, из-за стремления обрести собственный «ядерный статус» для «сдерживания России», но на обеспечение, которого у нее не было соответствующих ресурсов. Автор повествует о драматической ситуации, сложившейся в ходе раздела ядерного арсенала бывшего СССР после его распада. Автор убедительно обосновывает позицию России относительно подтверждения ее прав на единовластное обладание ядерным оружием, поскольку необходимо было поставить его под надежный и единый контроль. Автор справедливо полагает, что после распада СССР и образования вместо одного сразу четырех ядерных государств, на территории которых находились ядерные арсеналы, нарушало бы Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, 1968 г.). Автор подробно анализирует Будапештский меморандум 1994 г. и доказывает, что главная его суть заключалась в том, чтобы убедить Украину подтвердить свой «безъядерный статус». Автор выявляет роль США и НАТО в предоставлении «гарантий» Украине для подтверждения ее «безъядерного статуса». В сложившейся ситуации, по мнению автора, необходимо было сохранить международную ядерную безопасность как единую систему, что также отвечало интересам России. Особое место в статье занимает анализ «крымского вопроса», который является частью украинского кризиса. Автор раскрывает суть «ядерного паритета» и утверждает, что «расползание» ядерного оружия ломает всю существующую систему международной ядерной безопасности и не сможет обеспечить мир. Автор приходит к выводу о том, «ядерный аспект» является главным смыслом украинского кризиса, который надо стремиться разрешить не односторонними, а всеобщими усилиями.

Литература:

1. 76-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН. 2021 г. //Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2021/09/1409852 (дата обращения: 05.03.2022 г.).

2. Будапештский меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. 05.12.1994 г. //Режим доступа: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume %203007/Part/volume-3007-I-52241.pdf, https://undocs.org/ru/CD/1285 (дата обращения: 05.03.2022 г.).

3. Гришаева Л. Е. Россия и «крымский вопрос» в ООН//Дипломатическая служба. — 2014. — № 6. — С. 45–64; Гришаева Л. Е. Крым, Косово, Кипр: общее и особенное (историческая ретроспектива по материалам ООН)//Дипломатическая служба. — 2018. — № 3 (78). — С. 6–24.

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым. 18.03.2014 г. //Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/20605 (дата обращения: 05.03.2022 г.).

5. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). 12.06.1968 г.

6. Заявление МИД РФ от 25.03.2014 г. //Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4642021 (дата обращения: 05.03.2022 г.).

7. Лавров С. В. Интервью главы МИД РФ С. В. Лаврова. 11.09.2014 г. //Режим доступа: https://tass.ru/tag/intervyu-sergeya-lavrova-itar-tass (дата обращения: 05.03.2022 г.). https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 05.03.2022 г.).

8. Лиссабонский протокол. 23.05.1992 г. //Режим доступа: https://www.pircenter.org/sections/118-lissabonskij-protokol (дата обращения: 05.03.2022 г.).

9. Путин В. В. Владимир Путин ответил на вопросы журналистов. 04.03.2014 г. //Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/20366 (дата обращения: 05.03.2022 г.); Заявление президента РФ Путина от 25.05.2014 г. — https://www.interfax.ru/world/377696 (дата обращения: 05.03.2022 г.).

10. Североатлантический договор. 04.04.1949 г. //Режим доступа: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/offi cial_texts_17120.htm (дата обращения: 05.03.2022 г.).

11. Совещание СБСЕ. 1994 г. //Режим доступа: https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505 (дата обращения: 05.03.2022 г.).

12. Ядерное разоружение Украины//Режим доступа: https://news.un.org.ru (дата обращения: 05.03.2022 г.).

1. 76-ya Sessiya General'noj Assamblei OON. 2021 g.//Rezhim dostupa: https://news.un.org/ru/story/2021/09/1409852 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

2. Budapeshtskij memorandum o garantiyah bezopasnosti v svyazi s prisoedineniem Ukrainy k Dogovoru o nerasprostranenii yadernogo oruzhiya. 05.12.1994 g.//Rezhim dostupa: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume %203007/Part/volume-3007-I-52241.pdf, https://undocs. org/ru/CD/1285 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

3. Grishaeva L. E. Rossiya i «krymskij vopros» v OON//Diplomaticheskaya sluzhba. 2014. № 6. S. 45–64; Grishaeva L. E. Krym, Kosovo, Kipr: obshchee i osobennoe (istoricheskaya retrospektiva po materialam OON)//Diplomaticheskaya sluzhba. 2018. № 3 (78). S. 6–24.

4. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Krym o prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Respubliki Krym. 18.03.2014 g.//Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/20605 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

5. Dogovor o nerasprostraneii yadernogo oruzhiya (DNYAO). 12.06.1968 g.//Rezhim dostupa:

6. Zayavlenie MID RF ot 25.03.2014 g.//Rezhim dostupa: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4642021 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

7. Lavrov S. V. Interv'yu glavy MID RF S. V. Lavrova. 11.09.2014 g.//Rezhim dostupa: https://tass.ru/tag/intervyu-sergeya-lavrova-itar-tass — data obrashchenij — 05.03.2022 g. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml — data obrashcheniya 05.03.2022 g. — 05.03.2022 g.

8. Lissabonskij protokol. 23.05.1992 g.//Rezhim dostupa: https://www.pircenter.org/sections/118-lissabonskij-protokol — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

9. Putin V. V. Vladimir Putin otvetil na voprosy zhurnalistov. 04.03.2014 g.//Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/20366 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.; Zayavlenie prezidenta RF Putina ot 25.05.2014 g. — https://www.interfax.ru/world/377696 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

10. Severoatlanticheskij dogovor. 04.04.1949 g.//Rezhim dostupa: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

11. Soveshchanie SBSE. 1994 g.//Rezhim dostupa: https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505 — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

12. YAdernoe razoruzhenie Ukrainy//Rezhim dostupa: https://news.un.org.ru — data obrashcheniya — 05.03.2022 g.

Политические процессы в современном мире имеют сложный характер и им присуще множество противоречий. Серьезным источником политической нестабильности в мире являются международные региональные конфликты. В Уставе ООН заложены принципы для разрешения международных региональных проблем и их урегулирования политическими средствами. Переговоры и дипломатические способы в целом составляют основу процесса межгосударственных взаимоотношений. Переговорная практика в ООН в настоящее время значительно усложнилась и является своеобразным полем соперничества за достижение государствами собственных интересов, но при этом принуждает их к взаимодействию в поисках компромисса во имя сохранения мира. Особенно важно учитывать то обстоятельство, что любой региональный кризис в ядерную эпоху может перерасти в глобальную войну. Тем более необходимо прилагать значительные усилия для скорейшего и благополучного разрешения любых конфликтных ситуаций политическими средствами и мирными способами.

Украинский региональный кризис, проявляющийся в настоящее время в острой форме, имеет глубокие исторические корни. На фоне серьезных социальных, экономических, политических, национально-этнических, конфессиональных, языковых и других проблем на Украине, Крым, хотя и не был основной причиной украинского кризиса, но, безусловно, дал импульс для его обострения. Конечно, не все конфликты доходят до разбирательства в ООН. Очень часто их удается разрешить путем превентивной дипломатии, в результате чего стороны приходят к разумному компромиссу, что способствует сохранению всеобщей безопасности. Но «крымский вопрос» обсуждался в Совете Безопасности ООН. И хотя сам процесс воссоединения Крыма с Россией в 2014 г. прошел спокойно и мирно, в Совете Безопасности ООН состоялись бурные дебаты по этой проблеме. Однако Крым был лишь поводом для вынесения вопроса о территориальной целостности Украины на обсуждение мирового сообщества. Представляется, что корень проблемы кроется в упорном нежелании Украины окончательно подтвердить свой «безъядерный» статус и дать объективную оценку сложившейся ситуации. Острота украинского кризиса после распада СССР и обретения Украиной независимости усугублялась, прежде всего, из-за ее настойчивого стремления обрести свой самостоятельный «ядерный статус» для «сдерживания России», но на обеспечение которого у нее не было собственных ресурсов.

Для Цитирования:
Гришаева Лидия Евгеньевна, Украинский кризис: «Ядерный» аспект». Дипломатическая служба. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: