Пандемия COVID-19 способствовала серьезным изменениям в обществе. Нормой стала удаленная работа, которая привела к опустению офисов, а архитекторы и урбанисты задумались о качественном улучшении городской среды и транспортной доступности, бизнесмены — о строительстве городов для своих сотрудников. О том, как будет меняться городская среда, каким будет город будущего, надо ли убирать офисы из центра, рассказал Finam.ru руководитель проектов в Студии транспортного проектирования STEP Алексей СМИРНОВ.
— Изобретатель-миллиардер Илон Маск собирается строить город в Техасе для своих сотрудников. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, таких городов будет больше? Можно говорить, что это некий тренд: приспособление и к общей ситуации, и к постпандемической, и к общей турбулентности?
— Таких городов будет становиться больше в любом случае, так как процесс урбанизации не стоит на месте. Понятно, что COVID замедлил всю эту историю, но сейчас, когда в мире продолжается экономический рост, люди все равно продолжают ехать в города, которые будут расти. Tо, что предлагает Илон Маск — построить в Техасе город для своих сотрудников, — просто создание комфортных условий труда. Такой проект связан с социальной ответственностью компании, ESG-повесткой. Но по факту это развитие старой доброй идеи города вокруг предприятия.
— В пандемию появился тренд на удаленную работу, который меняет облик городов и транспортной инфраструктуры. Будет ли меняться офисное пространство? Громоздкие большие офисы должны уходить в прошлое?
— По хорошему счету, громоздкие и большие офисы должны были умереть давным-давно. Большие центральные бизнес-районы в Северной Америке или такие, как «Москва-Сити», — плохая история. Все эти громадные коробки из стекла и бетона не имеют ничего общего с комфортной городской средой, так как человеку психологически неприятно находиться в таких условиях: он чувствует себя раздавленным, подавленным, убитым. К этим громоздким офисам нужно создавать соответствующую транспортную инфраструктуру. «Москва-Сити», например, обслуживается тремя станциями метро. И это все направлено на то, чтобы просто обеспечить подвоз и увоз посетителей, которые утром приезжают на работу, а вечером уезжают с работы.