* Окончание. Начало статьи читайте в №3 (2025).
В) финансовые.
Планомерно в 2022 и 2023 г. Центральный Банк Российской Федерации вел политику повышения ключевой ставки.
Причин этому множество, и правильность данного курса уже не раз обсуждалась, подвергалась как критике, так и одобрению различными экспертами. Но здесь речь о другом. Меня, как будущего специалиста по экономической безопасности предприятия, волнует вопрос отражения данного действия на деятельности предприятия.
Учитывая то, что внутренние средства организации, как правило, находятся в процессе: в инвестициях, дебиторской и кредиторской задолженности и т. п., наличие свободных средств всегда ограничено. А в условиях, когда меняются рынки, логистические маршруты, стоимость закупаемых комплектующих, сырья и материалов, кроме того появляется срочная необходимость повышения заработной платы специалистов, а также иные причины, которые способствуют уменьшению внутренних резервов организации, — вопрос наличия денег для продолжения собственной деятельности становится чрезвычайно актуальным.
Остается искать дополнительные деньги в кредитах. И вот тут вернемся к ключевой ставке. Очевидно, что деньги для бизнеса становятся гораздо дороже с ее повышением. Но это еще не все. Для расчёта пеней и неустоек используют ставку рефинансирования. С 2016 г. по Указанию Банка России № 3894-У она равна ключевой ставке и влияет на размер:
- пеней за неуплату налогов в ФНС;
- пеней за несвоевременную оплату коммунальных услуг;
- компенсаций за задержку зарплаты и других выплат, положенных сотрудникам.
Когда ставка растёт, размер пеней и неустоек тоже увеличивается. Например, пени за первые 30 дней просрочки по уплате налогов считают как 1/300 ключевой ставки за каждый день. При ставке в 6,5 % это 0,021 % от суммы налога в день. При ставке в 11 %, которая действовала на 27 мая 2022 г., придется платить уже 0,036 % от суммы налога в день1.