[footnote]1[/footnote]
Эффективное правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в современный период требует знания основ, на которых эти отношения строятся. Нормативные основы регулирования отношений Церкви и государства в современной России, концепция светского государства были созданы более ста лет назад, в период Октябрьской революции 1917 года. Россия — не единственная страна, где нормативная база регулирования этих вопросов сформировалась в начале XX века. Так, например, в Германии в основе регулирования отношений государства и Церкви лежат «Церковные статьи» (Kirchenartikel) Веймарской конституции — единственные ее положения, которые продолжают действовать в неизменном виде с 1919 года [1, c. 69–85]. В связи с этим представляется небесполезным для современного законодателя учет исторического опыта в данной сфере. Продуктивным мог бы оказаться и взвешенный подход советского законодательства, с одной стороны, последовательно проводившего отделение Церкви от государства, с другой стороны, предоставлявшего правовые гарантии защиты прав верующих, в том числе и уголовно-правовые.
Защитой закона с первых лет существования Советского государства пользовались как права, так и чувства верующих. Что интересно, сама по себе формулировка «оскорбление чувств верующих» впервые появилась в Программе РКП(б) 1919 года, принятой ее VIII съездом. В пункте 13 программы указывалось, что при освобождении трудящихся масс от религиозных предрассудков и при осуществлении научно-просветительской и антирелигиозной пропаганды «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма» [3]. Из программы партии эта формулировка перекочевала как в последующие партийные документы (например, Резолюция XIII съезда РКП(б) «О работе в деревне» 1924 года в п. 18 гласила: «Особо внимательно необходимо следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего, победа над которым может быть достигнута только очень длительной, на годы и десятки лет рассчитанной работой просвещения. Такое осторожное отношение особенно необходимо в восточных республиках и областях» [5, c. 679]), так и в нормативно-правовые акты вплоть до актов местных органов Советской власти (например, Положение о сельсоветах Ветлужского уезда предусматривало, что сельсоветы при проведении в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства обязаны «не допускать оскорбления чувств верующих и стеснения действий религиозных общин, не противоречащих существующим законам»).