По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 348.04

Уголовно-правовые аспекты регулирования государственно-конфессиональных отношений в советский период

Окунева Марина Олеговна преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: m_o_okuneva@mail.ru

В статье рассматриваются отдельные аспекты регулирования государственно-конфессиональных отношений в советский период, права и свободы верующих и их уголовно-правовая охрана. Показано, что государство вело политику ограничения религиозной пропаганды, но вместе с тем законодательно защищало чувства верующих от оскорбления. Отмечается, что учет опыта взвешенного подхода Советского государства может представлять интерес для современного российского законодателя. Статья может представлять интерес в качестве научно-методических материалов к юридическим направлениям подготовки.

Литература:

1. Афанасьев С.Д. Государственно-церковное право (Staatskirchenrecht): ответ немецкого конституционализма на вызовы взаимоотношений государства и религии // Сравнительное конституционное правоведение. — 2019. — № 3 (130). — С. 69–85.

2. Декрет СНК об отделении Церкви от государства и школы от Церкви // СУ РСФСР. — 1918. — № 18. — Ст. 263.

3. Программа Российской Коммунистической партии (большевиков), принятая VIII съездом партии 18–23 марта 1919 г. — М.: Коммунист, 1919.

4. Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви IX–XXI вв.): Учеб. пособие. — М.: Проспект, 2015. — 395 с. — С. 99–129.

5. Тринадцатый съезд Российской Коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчет. 23–31 мая 1924 г. — М.: Красная новь, 1924. — С. 679.

6. Уголовный кодекс: Практический комментарий: с дополнениями и изменениями по 1 июня 1925 г. / Под ред. проф. М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина. — М.: Право и жизнь, 1925. — С. 173.

7. Циркуляр Наркомюста РСФСР по вопросу об отделении Церкви от государства. 3 января 1919 г. / П.В. Гидулянов. Отделение Церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбек. и Туркм. — М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1926. — С. 654–658.

8. Циркуляр НКВД от 28 февраля 1919 г. № 123037 / П.В. Гидулянов. Церковь и государство по законодательству РСФСР: Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V отдела НКЮ / Под ред. П.А. Красикова. — М.: Тип. ГПУ, 1923. — 100 с. — С. 7–8.

9. XIV Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. Бюллетень № 1. — М.: ВЦИК, 1929. — С. 16–17.

10. XIV Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. Бюллетень № 12. — М.: ВЦИК, 1929. — С. 23–24.

[footnote]1[/footnote]

Эффективное правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в современный период требует знания основ, на которых эти отношения строятся. Нормативные основы регулирования отношений Церкви и государства в современной России, концепция светского государства были созданы более ста лет назад, в период Октябрьской революции 1917 года. Россия — не единственная страна, где нормативная база регулирования этих вопросов сформировалась в начале XX века. Так, например, в Германии в основе регулирования отношений государства и Церкви лежат «Церковные статьи» (Kirchenartikel) Веймарской конституции — единственные ее положения, которые продолжают действовать в неизменном виде с 1919 года [1, c. 69–85]. В связи с этим представляется небесполезным для современного законодателя учет исторического опыта в данной сфере. Продуктивным мог бы оказаться и взвешенный подход советского законодательства, с одной стороны, последовательно проводившего отделение Церкви от государства, с другой стороны, предоставлявшего правовые гарантии защиты прав верующих, в том числе и уголовно-правовые.

Защитой закона с первых лет существования Советского государства пользовались как права, так и чувства верующих. Что интересно, сама по себе формулировка «оскорбление чувств верующих» впервые появилась в Программе РКП(б) 1919 года, принятой ее VIII съездом. В пункте 13 программы указывалось, что при освобождении трудящихся масс от религиозных предрассудков и при осуществлении научно-просветительской и антирелигиозной пропаганды «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма» [3]. Из программы партии эта формулировка перекочевала как в последующие партийные документы (например, Резолюция XIII съезда РКП(б) «О работе в деревне» 1924 года в п. 18 гласила: «Особо внимательно необходимо следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего, победа над которым может быть достигнута только очень длительной, на годы и десятки лет рассчитанной работой просвещения. Такое осторожное отношение особенно необходимо в восточных республиках и областях» [5, c. 679]), так и в нормативно-правовые акты вплоть до актов местных органов Советской власти (например, Положение о сельсоветах Ветлужского уезда предусматривало, что сельсоветы при проведении в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства обязаны «не допускать оскорбления чувств верующих и стеснения действий религиозных общин, не противоречащих существующим законам»).

Для Цитирования:
Окунева Марина Олеговна, Уголовно-правовые аспекты регулирования государственно-конфессиональных отношений в советский период. Ученый совет. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: