По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Удовлетворенность пациентов деятельностью медицинских работников в зависимости от уровня их эмпатии

Богуш Е. А. старшая медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии E-mail: BogushEA@samaraonko.ru Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной клинический онкологический диспансер» 443031, г. Самара, ул. Солнечная, д. 50
Карасева Л. А. профессор, директор, Институт сестринского образования E-mail: karaseva_larisa@mail.ru, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г.о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Двойников С. И. д-р мед. наук, заведующий кафедрой сестринского дела E-mail: dvoinikovsi@mail.ru Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г.о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

Для любого субъекта, работающего в системе «человек — человек», важно обладать качествами, способствующими установлению и поддержанию доверительного контакта. Особенно важной эта способность является для представителей медицинских профессий. Говоря о межличностном взаимодействии и его компонентах, нельзя обойти вниманием такую характеристику общающихся сторон, как способность к эмоциональному сопереживанию — эмпатии, которая является необходимым фактором для получения лучшего эффекта в профессиональной деятельности ряда специалистов, таких как психолог, психотерапевт, врач. Представленная проблема не является принципиально новой, но авторы предлагают внести в нее элемент новизны, изучив особенности эмпатии применительно к медицинским работникам и их пациентам, а не представителям психологической и психотерапевтической профессий, как это делалось ранее.

Литература:

1. Долгова В. И. Эмпатия и коммуникативная компетентность / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. — Челябинск: АТОКСО, 2007. — 253 c.

2. Практическая психодиагностика: Сборник тестов / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 2002. — 667 с.

3. Эбенштейн Д. Сила эмпатии. Путь к конструктивному общению и успешным переговорам. — Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 288 с.

Эмпатия является ключом к подлинному пониманию человека, иначе говоря, компонентом наблюдательности, условием установления тесного контакта между людьми и подлинного диалогического общения, фактором, который все более способствует эмоциональной интеграции человека с миром, восстановлению нарушенных связей с окружающими, необходимым условием любого творчества. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению [1, 3].

Современные ожидания пациента от медицинского работника во многом определяются экономическими условиями жизни общества. Запросы пациентов постоянно возрастают, особенно в тех случаях, когда речь заходит об оказании платных услуг. С позиции же медицинского работника стереотип восприятия пациента остается прежним.

Условия медицинского страхования не позволяют медикам полностью удовлетворить запросы населения. В этих условиях возрастает роль определенных личностных качеств медицинского работника, таких как способность к сопереживанию, внимательность, сострадание, дружелюбие.

С целью определения роли эмпатии медицинских работников терапевтических и хирургических отделений в удовлетворенности пациентов их профессиональной деятельностью было проведено экспериментальное исследование среди медицинских работников на базе отделений хирургического и терапевтического профиля городской больницы.

Основными этапами проведения экспериментального исследования являлись:

подготовка адекватной целям и задачам исследования тестовой батареи;

проведение экспериментального исследования;

анализ результатов проведенных методик.

В исследовании принимали участие две группы испытуемых: медицинские работники хирургических специальностей (11 человек), медицинские работники терапевтических специальностей (10 человек).

Группа медработников хирургических специальностей состояла из 11 человек: 6 мужчин и 5 женщин. Профессиональный стаж исследуемых составил от 2 до 30 лет (в среднем 14,7 лет). Возрастной диапазон исследуемой группы — от 27 до 55 лет (в среднем — 41 год).

Для Цитирования:
Богуш Е. А., Карасева Л. А., Двойников С. И., Удовлетворенность пациентов деятельностью медицинских работников в зависимости от уровня их эмпатии. Медсестра. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: