Рассматривая ситуацию, сложившуюся в современной экономике на всех ее уровнях, и ее влияние на методы оценки соответствия, начиная от мировой и заканчивая региональной, целесообразно рассматривать две временные перспективы — долгосрочную и краткосрочную и некоторые факторы в этих перспективах.
Говоря о долгосрочной перспективе, следует рассмотреть такой фактор, как стремительная информатизация экономики всех уровней. Количество разнообразных цифровых устройств, их мощность и эффективность в течение последних нескольких лет стремительно растут. Стремительно развивается и программное обеспечение. Обыденностью стало общение с различными формами искусственного интеллекта в виде различных чат-ботов, голосовых помощников и т.д. Однако, возвращаясь к вопросу применяемых методов оценки соответствия, приходится констатировать, что на них современные тенденции оказывают минимальное влияние. Аудиторы, эксперты, менеджеры по сертификации и прочий вовлеченный в этот процесс персонал в лучшем случае используют компьютер как печатную машинку, совмещенную с функцией отправки писем. Целый ряд исследователей в своих разработках неоднократно указывали, что ряд функций, таких как анализ документации (как нормативной, так и отчетной), наблюдение за автоматизированными процессами, наблюдение за автоматизированными измерениями, интервью с персоналом (в первую очередь административным и вспомогательным) и многое другое, могут и должны быть экспертным методом оценены с применением современных информационнокоммуникационных технологий.
Однако в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Верх берут стереотипы, высказываемые в виде аргументов «эксперту необходимо живое общение», «эксперта при удаленном аудите легко обмануть» и т.д. Чаще всего истинным источником таких аргументов являются обычное сопротивление изменениям и недостаток навыков пользования современными информационными технологиями.
В целом ряде отраслей, среди которых существенная доля современных и перспективных, таких как разработка программного обеспечения, предоставление различных информационных услуг (облачные технологии, контекстная реклама и т.п.), энергетика, дизайн, проектирование, различные формы научно-исследовательских работ и т.д., ценность очного аудита стремится к нулю.