По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.22

Учитываем дебиторскую задолженность в бюджетных учреждениях по-новому

Супроткина В. И. доцент кафедры «Бухгалтерский учет в финансово-кредитных и некоммерческих организациях», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 107996, Москва, ул. Кибальчича, д.1, e-mail: suprotkina@list.ru

В настоящее время чиновники пристально следят за показателями дебиторской задолженности в учреждениях государственного сектора. Учреждениям государственного сектора предписано ежеквартально проводить инвентаризацию расчетов. С отчетности за первый квартал 2016 г. изменился состав Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). Изложена в новой редакции форма Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). С 10 апреля 2016 г. изменился порядок признания задолженности неплатежеспособных дебиторов нереальной к взысканию. Бухгалтеру бюджетного учреждения необходимо знать о внесенных Минфином России в Единый план счетов поправках, изменениях в инструкцию № 33н и своевременно и правильно применять их в практической деятельности. В данной статье рассмотрены случаи возникновения дебиторской задолженности, оформление и отражение списания в бухгалтерском учете безнадежной дебиторской задолженности, порядок проведения инвентаризации расчетов, а также отражение дебиторской задолженности в отчетности учреждения.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 (утвержден 30.11.2004 № 51-ФЗ, с измен. и доп.) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http: // www. сonsultant.ru.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http: // www. сonsultant.ru.

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с измен. и доп.) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http: // www. сonsultant.ru.

4. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http: // www. сonsultant.ru.

5. Приказ Минфина России от 01.03. 2016 № 16н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http: // www. сonsultant.ru.

6. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (в ред. приказа № 199н от 17.12.2015) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http: // www. сonsultant.ru.

7. Качкова О.Е. Инвентаризация расчетов в бюджетном учреждении//Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных учреждениях. – 2014. – № 9.

8. Качкова О.Е. Учетно-контрольное обеспечение функционирования деятельности бюджетных учреждений // Бухучет в здравоохранении. – 2015. – № 2.

9. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях / О.Е. Качкова, Л.В. Клепикова,Т.И. Кришталева, В.И. Супроткина и др. – М.: Кнорус, 2015.

Дебиторская задолженность является неизбежным следствием существующей в стране системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Дебиторская задолженность может возникнуть как по внутренним расчетам учреждения, так и при работе со сторонними организациями. На каком счете учитывать сумму дебиторской задолженности, зависит от причины появления долга.

Дебиторская задолженность может возникнуть в следующих случаях:

1) поставщик не отгрузил покупателю оплаченные авансом товары (у покупателя);

2) покупатель не оплатил поставщику поставленные им товары, выполненные работы (оказанные услуги) (у поставщика);

3) сотрудник не отчитался за полученные в подотчет суммы, не возместил причиненный ущерб учреждению (у учреждения-работодателя).

В связи с вступлением в силу с 10.04.2016 приказа Минфина России от 01.03.2016 № 16н, изменился порядок признания задолженности неплатежеспособных дебиторов нереальной к взысканию. Теперь решение о списании этой задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов.

Бюджетные учреждения должны контролировать дебиторскую задолженность, следить за сроками ее погашения, своевременно списывать безнадежную задолженность в бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете дебиторскую задолженность необходимо списывать два раза: сначала с балансового учета, а потом с забалансового учета.

С балансового учета дебиторская задолженность списывается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Например, если истек срок исковой давности, дебитор умер или организацию-должника ликвидировали.

После списания с балансового учета, как правило, дебиторскую задолженность нужно поставить на забалансовый учет – на счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

На счете 04 бюджетные учреждения учитывают задолженность в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Для Цитирования:
Супроткина В. И., Учитываем дебиторскую задолженность в бюджетных учреждениях по-новому. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: