Обучение является второй по распространенности статьей HR - бюджетов после расходов на подбор персонала и чаще всего является прерогативой крупного бизнеса. 45 % компаний, имеющих бюджет под обучение, — это организации с численностью более 500 чел. Наибольшая доля компаний, бюджетирующих затраты на обучение, зафиксирована в промышленности и ИТ/телекоме (45 и 44 % соответственно). Реже остальных расходы на обучение в рамках HR-бюджетов предусмотривают транспортные и логистические компании.
Интересно, что корпоративное обучение не теряет популярности и именно непростое финансовое положение компаний на рынке оказывает влияние на его востребованность. Во-первых, несмотря на снижение объемов прибыли, компании не останавливают найм (и особенно это касается ретейла), расходы на обучение распространяются на новых сотрудников и связаны с введением в профессию и обучение принятых в компании стандартов работы. Во-вторых, снижение общей покупательской способности приводит к обострению борьбы за клиентов. И в этом случае обучение предусмо трено для сотрудников, непосредственно влияющих на прибыль компании, акцент делается на особенностях привлечения и удержания клиентов в сложившихся рыночных условиях. В-третьих, при наличии вакантных руководящих постов компании сегодня чаще закрывают их внутренними, а не вновь нанимаемыми кадрами и обучение в таком случае связано с повышением в должности. Кроме того, в ряде компаний требуется обучение персонала тем функциям, которые высвобождаются в процессе оптимизации численности персонала или вследствие отказа от услуг подрядчиков в целях экономии бюджетов.
51 % компаний выделяют на обучение персонала менее 10 % HRбюджета, 14 % организаций — более 30 %, остальные отводят обучению от 11 до 30 % всех выделенных средств.
Решение о необходимости проведения обучения чаще всего принимается по итогам анализа результатов работы сотрудников (в 62 % компаний). Часто соответствующие рекомендации поступают от высшего руководства (34 %) или HR-отдела (27 %). Обучение может стать следствием проведенных аттестаций (32 %). Независимых консультантов для принятия решения о необходимости обучения персонала привлекают крайне редко — только в 5 % случаев.