По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01, 08.00.12

Учет выручки от обменных и необменных операций в системе МСФО ОС

Дружиловская Татьяна Юрьевна д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, E-mail: tdruzhilovskaya@yandex.ru

Статья посвящена изучению подходов международных стандартов финансовой отчетности (МСФО ОС) к учету выручки от обменных и необменных операций организаций общественного сектора. В статье рассмотрены вопросы, связанные с понятийным аппаратом в отношении учета выручки организаций общественного сектора, с трактовкой обменных и необменных операций, с методикой оценки выручки от обменных и необменных операций, с критериями признания выручки от обменных и необменных операций. Выявлены принципиальные отличия в регламентациях МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23 в отношении признания и оценки выручки от обменных и необменных операций. Обоснованы перспективы использования регламентаций МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23 для дальнейшего реформирования российских бухгалтерских стандартов для организаций государственного сектора.

Литература:

1. Архипов И.В., Шатунова Г.А. Учет доходов и расходов в соответствии с МСФО // Известия Института систем управления СГЭУ. — 2018. — № 1 (17). — С. 151–153.

2. Грицук Н.В., Мельситова В.В. Учет доходов и расходов некоммерческих организаций // Вектор экономики. — 2017. — № 11 (17). — С. 3.

3. Дружиловская Т.Ю. Доходы и расходы в системе МСФО // Бухгалтерский учет. — 2013. — № 5. — С. 16–23.

4. Дружиловская Т.Ю. Проблемные аспекты учета доходов в организациях госсектора // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 12. — С. 6–14.

5. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. МСФО (IFRS) 15: новые требования и их соотношение с российскими стандартами бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 15 (357). — С. 22–36.

6. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Новые правила формирования отчета о финансовых результатах некоммерческих организаций и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2013. — № 13 (325). — С. 14–22.

7. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Проблемы учета доходов в системах российских и международных стандартов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 2 (386). — С. 2–11.

8. Дружиловская Т.Ю., Хавронина Е.Д. Проблемы учета доходов и расходов организаций государственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 10 (442). — С. 2–10.

9. Дружиловская Э.С. Учет доходов организаций государственного сектора согласно новому федеральному стандарту бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018. — № 11. — С. 26–36.

10. Климова Е.К. МСФО ОС как механизм повышения эффективности общественного сектора // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 4–2 (57). — С. 749–752.

11. Кочетова С.А. Учет доходов предприятия // Дельта науки. — 2016. — № 2. — С. 62–64.

12. Кришталева Т.И., Мальцева С.С. Учет доходов в бюджетных учреждениях здравоохранения // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 7. — С. 12–19.

13. Куликова Л.И., Яхин И.И. Эволюция бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе экономики // Международный бухгалтерский учет. — 2019. — Т. 22. — № 9 (459). — С. 1067–1084.

14. Легенькова М.К. Особенности стандартизации учетного процесса субъекта общественного сектора на основе МСФО ОС (IPSAS) // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2019. — № 1. — С. 29–34.

15. Нестерова Л.Г. Бухгалтерский учет доходов и расходов по НИОКТР в бюджетном учреждении // Запад-Россия-Восток. — 2017. — № 11. — С. 329–333.

16. Рудакова Т.А., Трубченкова Е.И. Реформирование бухгалтерского учета в организациях государственного (общественного) сектора в соответствии с МСФО // Налоги и финансы. — 2018. — № 2 (38). — С. 7–16.

17. Свешникова О.Н., Корж Я.В. Доходы и расходы в бухгалтерской отчетности коммерческих и бюджетных организаций // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2016. — Т. 2. — № 2. С. 116–123.

18. Смирнов А.Е., Корнеева Т.А. Применение МСФО в организациях общественного сектора и преимущества развития в рамках МСФО ОС // Известия Института систем управления СГЭУ. — 2017. — № 1 (15). — С. 277–282.

19. Супроткина В.И. Учет доходов в бюджетных организациях по новому федеральному стандарту бухгалтерского учета // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 6. — С. 4–12.

20. Яхин И.И. Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления на основе МСФО ОС // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2019. — № 24 (480). — С. 9–15.

Одним из важнейших объектов учета организаций государственного сектора являются доходы. Утвержденный приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32 н российский бухгалтерский стандарт для организаций госсектора ФСБУ «Доходы» во многом основан на международных стандартах для организаций общественного сектора МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций» и МСФО ОС 23 «Выручка от необменных операций (налоги и трансферты)», хотя полностью и не копирует их [4]. В связи с этим целесообразно проанализировать регламентации МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций» и МСФО ОС 23 «Выручка от необменных операций (налоги и трансферты)». Анализ научной литературы показывает наличие большого интереса ученых к проблемам учета доходов коммерческих [1; 3; 5; 7; 11; 17] и некоммерческих [2; 4; 6; 8; 9; 12; 13; 15; 19] организаций. При этом внимание ученых привлекает изучение регламентаций международных стандартов как основы для реформирования российской системы бухгалтерского учета [10; 14; 16; 18; 20]. Вместе с тем вопросы подходов международных стандартов к учету выручки в организациях общественного (государственного) сектора недостаточно изучены в настоящее время. Анализу этих вопросов посвящена настоящая статья. В данной статье будем называть организации, на которые распространяются регламентации МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23, организациями общественного сектора, то есть так, как звучит название этих организаций в самих международных стандартах. При этом отметим, что организации общественного сектора в МСФО ОС можно считать аналогами российских организаций государственного сектора.

Учет любых объектов начинается с характеристики понятийного аппарата, применяемого в отношении этих объектов. Не является исключением и такой объект, как доход организаций общественного сектора. Вместе с тем обратим внимание, что МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23 используют не понятие «доход» (income), а понятие «выручка» (revenue). Это, однако, не является противоречием, поскольку в МСФО ОС 9 указывается, что понятие «выручка» применяется в МСФО ОС в том же значении, что и понятие «доход». Стандарт также приводит определение дохода, сформулированное в «Концепции подготовки и представления финансовой отчетности», разработанной СМСФО. Согласно этому определению доход трактуется как увеличение за период экономических выгод организации, приводящее к увеличению капитала, не связанному с вкладами участников. Это увеличение может осуществляться в форме увеличения активов и (или) уменьшения обязательств организации. В МСФО ОС 9 указывается, что именно в таком значении используется и понятие «выручка». При этом в выручку в МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23 включаются как различные формы выручки, так и прочие доходы (gains).

Для Цитирования:
Дружиловская Татьяна Юрьевна, Учет выручки от обменных и необменных операций в системе МСФО ОС. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: