В соответствии с действующим налоговым законодательством во внереализационные расходы включаются, в частности, расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества) (подп. 8 п.1 ст. 265 НК РФ). Относительно возможности включения в расходы стоимости самого ликвидируемого недостроенного объекта свое мнение Минфин России сформулировал в письмах от 20.01.2017 № 03-03-06/1/2486; 23.11.2011 № 03-0306/1/772; 03.12.2010 № 03-03-06/1/757.
В поддержку этой позиции был принят и целый ряд судебных решений: постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 по делу № А56-60650/2010 (определением ВАС РФ от 10.01.2012 № ВАС-16900/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 № Ф04883/2008 (1734-А67-34), Ф04-883/2008 (464-А67-34) по делу № А671857/07 (определением ВАС РФ от 09.07.2008 № 8167/08 также было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 № Ф04-6485/2007 (38369А67-40) по делу № А67-7430/06.
Позиция финансового ведомства и арбитров при рассмотрении вопроса основана на буквальном и формальном прочтении положений налогового законодательства.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются лишь расходы, связанные с ликвидацией объектов незавершенного строительства. Из чего следует вывод, что сама стоимость такого объекта не уменьшает налоговую базу по прибыли организации.
Также отмечается, что оснований для включения в состав внереализационных расходов стоимости незавершенного строительства согласно подп. 20 п. 1 ст. 265 или п. 2 ст. 265 НК РФ также не имеется, поскольку при наличии специальной нормы, а именно нормы, установленной подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, применять общие правила неправомерно. В то же время имеется противоположная позиция по данному вопросу.