По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338: 657.1

Учет в системе формирования аналитической базы эффективности использования средств господдержки в сельскохозяйственных организациях

А. А. Брылев канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры информационных технологий, учета и экономической безопасности, Калужский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева», г. Калуга, Россия
И. Н. Турчаева канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры информационных технологий, учета и экономической безопасности, Калужский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева», г. Калуга, Россия

В современных экономических условиях возрастает роль агропромышленного комплекса как системообразующего фактора обеспечения продовольственной безопасности страны, устойчивого развития сельских территорий и решения проблемы занятости сельского населения. С учетом специфики аграрного сектора экономики, ситуации неопределенности и многочисленных рисков весьма актуальным становится вопрос совершенствования системы мер по оказанию государственной помощи субъектам агробизнеса. Принятие решений в этой сфере требует анализа целесообразности реализуемых мер господдержки и оценки эффективности использования конкретными сельхозтоваропроизводителями выделяемых государством средств. Одним из инструментов получения объективной, своевременной и достоверной информации для проведения анализа выступает управленческий учет.

Литература:

1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://mcx.gov.ru/ activity/state-support/measures/ (дата обращения: 28.11.2022).

2. Экономическая сущность, классификация и методологические аспекты раскрытия информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности / Н. А. Кокорев, Л. И. Хоружий, И. Н. Турчаева и др. // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2021. — № 12. — С. 22–35. DOI 10.33920/sel-11-2112-03.

3. Турчаева И. Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебник и практикум для вузов / И. Н. Турчаева, Я. Ю. Таенчук. — М.: Юрайт, 2022. — 213 с.

4. Хоружий Л. И. Вопросы анализа эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Л. И. Хоружий, Н. А. Кокорев, В. А. Матчинов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 11. — С. 14–17.

5. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий (утверждена протоколом заседания Коллегии Минсельхоза России от 18.06.2009).

6. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (ред. от 28.10.2022) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации).

7. Приказ Минсельхоза России от 12.03.2021 № 128 «Об утверждении перечней, форм документов, методики оценки эффективности использования субсидии, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, приведенными в приложении № 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, а также об установлении сроков их представления» (вместе с Методикой оценки эффективности использования субсидии).

8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 15.11.2022) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

9. Приказ Минсельхоза России от 22.03.2022 № 171 «Об утверждении методики оценки эффективности использования субсидии, форм данных и формы документа, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, приведенными в приложении № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, и установлении сроков их представления».

10. О методологии оценки эффективности мер государственного регулирования агропродовольственного рынка и поддержки агропромышленного комплекса. Рекомендация коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 г. № 11 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/456060253 (дата обращения: 28.11.2022).

11. Матчинов В. А. Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования государственной помощи в сельскохозяйственных организациях: дис. … канд. экон. наук. — М., 2008. — 20 с.

12. Федотова Е. В. Методы определения экономической эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций / Е. В. Федотова, В. А. Цуканова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 10-2 (37). — С. 75–78. DOI 10.24411/2500-10002019-11654.

13. Фастова Е. В., Хоружий Л. И., Белов Н. Г., Кокорев Н. А., Павлычев А. И., Костина Р. В., Алборов Р. А., Широбоков В. Г., Хорохордин Н. Н. Отраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях государственных субсидий и других видов государственной помощи (утв. приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 № 75). — М.: Минсельхоз России, 2004.

14. Постникова Л. В. Учетно-аналитическое обеспечение государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в условиях экономической интеграции: монография / Л. В. Постникова, Н. В. Прокофьева; Минсельхоз России, РГАУМСХА им. К. А. Тимирязева. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2011. — С. 159 с.

15. Кокорев Н. А., Матчинов В. А. Вопросы бухгалтерского учета и отчетности добавочного капитала в аграрном секторе // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2019. — № 4. — С. 6–19.

16. Павленко И.Г. Эффективность управления бизнес-процессами агропромышленного комплекса / И. Г. Павленко, М. К. Джикия // Бух учет в сельском хозяйстве. — 2022. — № 11. — С. 768–778.

17. Кокорев Н. А., Матчинов В. А., Мишин П.Н. Учет целевого финансирования сельскохозяйственных организаций в виде государственной помощи // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2019. — № 9. — С. 27–39.

18. Хоружий Л.И., Кокорев Н. А., Матчинов В. А. Организация учета целевых бюджетных средств в сельскохозяйственных организациях при казначейском сопровождении // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2019. — № 12. — С. 23–36.

19. Экономическая сущность, классификация и методологические аспекты раскрытия информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности / Н. А. Кокорев, Л. И. Хоружий, И. Н. Турчаева и др. // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2021. — № 12. — С. 22–35. DOI 10.33920/sel-11-2112-03.

20. Организация учета средств государственной поддержки (в форме субсидий, грантов и других видов) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах / Н. А. Кокорев, Л. И. Хоружий, И. Н. Турчаева и др. // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2022. — № 2. — С. 117–130. DOI 10.33920/sel-11-2202-02.

21. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022).

Сельское хозяйство, выступая неотъемлемой и одной из важнейших отраслей экономики современной России, имеет свои специфические особенности, обусловливающие для субъектов агробизнеса многочисленные риски. Основными рискобразующими факторами выступают ярко выраженная сезонность сельхозпроизводства; зависимость результатов производственной деятельности от природно-климатических условий; необходимость формирования дополнительных запасов и резервов материальных ресурсов; вероятностная зависимость результативности от многочисленных эндогенных, экзогенных факторов и т. д. В силу вышеизложенного субъекты агробизнеса имеют сравнительно низкую рентабельность финансовохозяйственной деятельности в ряду предпринимателей промышленности, торговли, финансов и сферы услуг. Перечисленные и другие обстоятельства обусловливают активную государственную поддержку аграрной отрасли.

В Российской Федерации реализуется комплекс мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса: «льготный лизинг и кредитование с пониженной процентной ставкой; компенсирующая и стимулирующая субсидии; возмещение части расходов на мелиоративные мероприятия; компенсация части затрат на создание и/или модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК» [1]. Конкретная помощь в рамках реализуемых мер подразумевает выделение грантов, льготных кредитов, субсидий, возмещение части прямых понесенных затрат и др. [2, 3].

В непростой ситуации подвижности внешней и внутренней конъюнктуры, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости оптимального их перераспределения усиливается значимость объективного учета, системного анализа и комплексной оценки эффективности использования средств государственной поддержки.

Цель исследования — на основе обобщения литературных источников обозначить роль управленческого учета в системе формирования аналитической базы эффективности использования господдержки.

Для Цитирования:
А. А. Брылев, И. Н. Турчаева, Учет в системе формирования аналитической базы эффективности использования средств господдержки в сельскохозяйственных организациях. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: