Сельское хозяйство, выступая неотъемлемой и одной из важнейших отраслей экономики современной России, имеет свои специфические особенности, обуславливающие для субъектов агробизнеса многочисленные риски. Основными риск-образующими факторами выступают ярко выраженная сезонность сельхозпроизводства; зависимость результатов производственной деятельности от природно-климатических условий; необходимость формирования дополнительных запасов и резервов материальных ресурсов; вероятностная зависимость результативности от многочисленных эндогенных, экзогенных факторов и т. д. В силу вышеизложенного субъекты агробизнеса имеют сравнительно низкую рентабельность финансово-хозяйственной деятельности в ряду предпринимателей промышленности, торговли, финансов и сферы услуг. Перечисленные и другие обстоятельства обуславливают активную государственную поддержку аграрной отрасли.
В Российской Федерации реализуется комплекс мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса: «льготный лизинг и кредитование с пониженной процентной ставкой; компенсирующая и стимулирующая субсидии; возмещение части расходов на мелиоративные мероприятия; компенсация части затрат на создание и/или модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК» [1]. Конкретная помощь в рамках реализуемых мер подразумевает выделение грантов, льготных кредитов, субсидий, возмещение части прямых понесенных затрат и др. [2, 3].
В непростой ситуации подвижности внешней и внутренней конъюнктуры, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости оптимального их перераспределения усиливается значимость объективного учета, системного анализа и комплексной оценки эффективности использования средств государственной поддержки.
Цель исследования: на основе обобщения литературных источников обозначить роль управленческого учета в системе формирования аналитической базы эффективности использования господдержки.