По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.1. 012.1 DOI:10.33920/med-17-2106-04

Учет рисков в государственно-частном партнерстве по созданию инфраструктурных объектов для организаций здравоохранения

М.В. Протасов студент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: maxsus111@yandex.ru
Т.В. Морозова канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: isfyrmorozova@gmail.com, ORCID: 0000-0003-3833-2783

Развитие инфраструктуры региона является значимой задачей в управлении конкурентоспособностью, обеспечении необходимыми объектами, влияющими на качество социальной жизни населения, в том числе объектами здравоохранения. Как правило, именно государственный сектор финансирует большинство проектов по созданию инфраструктуры, таких как автомобильные дороги, объекты социальной значимости. Однако необходимо рассматривать альтернативные возможности по созданию инфраструктурных объектов на взаимовыгодной основе между государством и частным бизнесом. Одним из таких альтернативных вариантов является заключение государственно-частного партнерства, которое дает возможность развития не только инфраструктуры региона, но и социальной сферы, обеспечивая занятость населения. Однако создание государственных частных партнерств несет в себе риски, которые должны быть учтены при заключении контракта. В статье определены и классифицированы потенциальные риски создания государственно-частных партнерств с участием государственных структур и коммерческого бизнеса.

Литература:

1. Дорофеева Л.В. Инфраструктурный потенциал как основа устойчивого развития регионов России // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6–1 (59). — С. 213–215.

2. Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 № 127 «Об утверждении правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений».

3. Захарова Е.Н., Ковалева И.П. Формирование медицинского кластера как направление интеграционного взаимодействия субъектов региональной медицинской сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2013. — № 4. — С. 216–222.

4. Котляров Н.Н. Зарубежный опыт формирования кластерных систем // Мировая экономика и международные экономические отношения. — 2014. — № 10. — С. 105–110.

5. Калашников К.Н. Ресурсное обеспечение российского здравоохранения: проблемы территориальной дифференциации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015. — № 1 (37). — С. 72–87.

6. Косолапов В.П., Летникова Л.И., Сыч Г.В. и др. Основные проблемные вопросы в общественном здоровье и здравоохранении // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2018. — Т. 17, № 1. — С. 242–249.

7. Пономарева С.В., Жигит А.А., Лашкин С.А. Моделирование рисков, влияющих на несвоевременное завершение гражданского и промышленного строительства в Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 7–2. — С. 82–90.

8. Завьялова Е.Б., Ткаченко М.В. Проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнерства в отраслях социальной сферы // Вестник РУДН. Серия: Экономика. — 2018. — Т. 26, № 1. — С. 61–75.

9. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство в промышленности России // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2015.

10. Zheng J., Roehrich J.K., Lewis M.A. The Dynamics of Contractual and Relational Governance: Evidence from Long-Term Public-Private Procurement Arrangements. Journal of Purchasing and Supply Management, 2008, vol. 14, iss. 1, pp. 43–54.

1. Dorofeeva L.V. Infrastructure potential as a basis for sustainable development of Russian regions // Economy and Entrepreneurship. 2015. No. 6–1 (59). S. 213–215.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 08.02.2018 No. 127 “On approval of the rules for categorizing objects of critical information infrastructure of the Russian Federation, as well as a list of indicators of criteria for the significance of objects of critical information infrastructure of the Russian Federation and their values”.

3. Zakharova E.N., Kovaleva I.P. Formation of a medical cluster as a direction of integration interaction of subjects of the regional medical sphere // Bulletin of the Adyghe State University, 2013, No. 4. — P. 216–222.

4. Kotlyarov N.N. Foreign experience in the formation of cluster systems // World economy and international economic relations, 2014, No. 10. — P. 105–110.

5. Kalashnikov K.N. Resource provision of Russian health care: problems of territorial differentiation // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2015. No. 1 (37). S. 72–87.

6. Kosolapov V.P., Letnikova L.I., Sych G.V. and others. The main problematic issues in public health and health care // System analysis and management in biomedical systems. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 242–249.

7. Ponomareva S.V., Zhigit A.A., Lashkin S.A. Modeling of risks affecting the untimely completion of civil and industrial construction in the Russian Federation // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No. 7–2. S. 82–90.

8. Zavyalova E.B., Tkachenko M.V. Problems and Prospects of Applying Public-Private Partnership Mechanisms in the Social Sphere // Bulletin of RUDN. Series: Economics. 2018. Vol. 26. No. 1. P. 61–75.

9. Varnavsky V.G. Public-private partnership in Russian industry // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2015.

10. Zheng J., Roehrich J.K., Lewis M.A. The Dynamics of Contractual and Relational Governance: Evidence from Long-Term Public-Private Procurement Arrangements. Journal of Purchasing and Supply Management, 2008, vol. 14, iss. 1, pp. 43–54.

Развитие инфраструктуры организаций здравоохранения является стратегически важным направлением для экономики Российской Федерации. Такие объекты, как амбулаторно-поликлинические учреждения, стационары для детей и взрослых, станции (подстанции) скорой медицинской помощи, составляют необходимый сегмент социально-экономической структуры региона. Перспективы развития инфраструктуры организаций здравоохранения, поиск направлений повышения доступности получения медицинской помощи населению становятся предметом дискуссий в научных работах. Так, Л.В. Дорофеева отмечает важность инфраструктурного потенциала как основы устойчивого развития регионов России и решения социально-экономических задач [1]. В соответствии со Стратегией развития медицинской отрасли [2] определено, что одним из рисков является неполучение врачебной помощи пациентами. При этом доступность медицинской помощи является одним из важных принципов системы охраны здоровья. Доступность получения врачебной помощи обусловливается как наличием кадрового состава медицинских сотрудников, так и четким территориальным планированием объектов здравоохранения в регионе [3]. В этой связи достаточно интересным представляется опыт зарубежных стран по образованию кластерных систем здравоохранения, однако специфика российской практики значительно отличается [4]. Обеспечение доступной медицинской помощи также напрямую сопряжено с финансированием и, по мнению К.Н. Калашникова, ресурсным обеспечением российского здравоохранения [5]. Многие авторы отмечают необходимость совершенствования системы здравоохранения. Так, В.П. Косолапов и другие авторы определяют основные проблемные вопросы в общественном здоровье и здравоохранении [6]. Таким образом, можно утверждать о ряде проблемных зон в системе здравоохранения, которые нуждаются в решении. Одно из таких направлений — это создание продуманной инфраструктуры, включающей в себя весь необходимый комплекс организаций здравоохранения, потребность в которых есть в конкретном регионе. Создание таких объектов является приоритетной задачей. Однако создание таких объектов нуждается в финансировании, а также в выборе строительной организации, отвечающей всем критериям. В свою очередь, одним из направлений развития строительной отрасли является участие в тендерах на строительство инфраструктурных объектов, однако границы взаимодействия государственных и коммерческих структур могут быть взаимовыгодно шире. Одним из перспективных направлений такого взаимодействия являются государственно-частные партнерства (далее — ГЧП). Несмотря на комплексный подход в заключении договоров в рамках такого партнерства, риски, которые характерны для гражданского и промышленного строительства, отмеченные С.В. Пономаревой и другими авторами [8], сохраняются и в периметре ГЧП.

Для Цитирования:
М.В. Протасов, Т.В. Морозова, Учет рисков в государственно-частном партнерстве по созданию инфраструктурных объектов для организаций здравоохранения. Бухучет в здравоохранении. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: