По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.38 DOI:10.33920/med-17-2006-02

Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных организациях

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, E-mail: 22969@mail.ru, ORCID iD: orcid.org/0000-0003-1144-6019

В статье рассмотрены особенности учета расчетов в случаях, когда бюджетное учреждение оплачивает товар, работу или услугу через подотчетное лицо — своего сотрудника. Проанализированы правила выдачи наличных и безналичных денежных средств и денежных документов, условия отражения их в учетной политике. Показаны случаи заключения договоров о материальной ответственности, варианты соблюдения предельного размера расчетов наличными и штрафные санкции. Охарактеризованы новые изменения аналитического учета по счету 208.00 «Расчеты с подотчетными лицами». Приведены примеры бухгалтерского учета выдачи денежных средств, расходов подотчетных лиц, расчетов по остаткам денежных средств и перерасходам. Предложен алгоритм проверки расчетов с подотчетными лицами: как выдать деньги и как проверить отчет, на что обратить внимание при работе с подотчетными лицами, рассмотрены правила ведения предварительного и текущего контроля.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 № 19452).

2. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 № 32404).

3. Постановление Минтруда России от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2003 № 4171).

4. Постановление пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

5. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (ред. от 29.07.2015) «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www. consultant.ru.

6. Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 298н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”» (зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2019 № 53597).

7. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www. consultant.ru.

8. Приказ Минфина России от 17.11.2016 № 213н (ред. от 22.11.2017) «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (зарегистрирован в Минюсте России 23.01.2017 № 45354).

9. Приказ Минфина России от 30.12.2015 № 221н (ред. от 11.12.2019) «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета» (зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2016 № 40986).

10. Герасимова Л.Н. Роль учетных механизмов в управлении инновационной деятельностью организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2012. — № 12. — С. 11.

11. Герасимова Л.Н. Интегрированная бухгалтерская отчетность: преимущества и перспективы развития в России // Аудит и финансовый анализ. — 2014. — № 4. — С. 33–36.

12. Герасимова Л.Н. Современные тенденции формирования консолидированной отчетности группы компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М., 2014. — № 13 (199). — С. 11–12.

13. Зацаринная Е.И., Проданова Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты / Е.И. Зацаринная, Н.А. Проданова // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

1. The Order of the Ministry of Finance of Russia dated 01.12.2010 N 157н (ed. by 28.12.2018) “On approval of the Single plan of accounts for public authorities (government bodies), local authorities, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its use” (Registered in Ministry of justice of Russia 30.12.2010 No. 19452).

2. Instruction of the Bank of Russia from 11.03.2014 N 3210-U (ed. from 19.06.2017) “On the procedure for conducting cash transactions by legal entities and the simplified procedure for conducting cash transactions by individual entrepreneurs and small businesses” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation on 23.05.2014 N 32404).

3. Decree of the Ministry of labor of the Russian Federation dated 31.12.2002 No. 85 “On approval of lists of positions and works filled or performed by employees with whom employer can conclude written contracts about full individual or collective (brigade) liability, and also standard forms of contracts of full material liability” (Registered in the Ministry of justice 03.02.2003 N 4171).

4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 24.03.2005 N 5 (ed. from 19.12.2013) “On some issues that arise in courts when applying the Code of the Russian Federation on administrative offences” // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.10.2008 N 749 (ed. from 29.07.2015) “on the specifics of sending employees on business trips” (together with the “Regulations on the specifics of sending employees on business trips”) // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

6. The Order of the Ministry of Finance of Russia from 28.12.2018 N 298н “On introducing changes to applications N 1 and N 2 to the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from December, 1st, 2010 N 157н “On approval of the Single plan of accounts for public authorities (government bodies), local authorities, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its use” (Registered in Ministry of justice of Russia 29.01.2019 N 53597).

7. Federal law from 22.05.2003 N 54-FZ (ed. from 27.12.2019) “On the use of cash registers when making payments in the Russian Federation” // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 17.11.2016 N 213n (ed. from 22.11.2017) “On the procedure for authorizing payment of monetary obligations of recipients of Federal budget funds and administrators of sources of financing of the Federal budget deficit” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation on 23.01.2017 N 45354).

9. Order of the Ministry of Finance of Russia from 30.12.2015 N 221n (ed. from 11.12.2019) “On the treatment of territorial bodies of the Federal Treasury, the budget and monetary obligations of recipients of Federal budget funds” (Registered in Ministry of justice of Russia 08.02.2016 N 40986).

10. Gerasimova L.N. The role of the accounting mechanisms in the management of innovative activities of organizations // Financial Gazette: finances, taxes, insurance, accounting. — 2012. — № 12. — S. 11.

11. Gerasimova L.N. Integrated accounting: advantages and prospects of development in Russia // Audit and financial analysis. — 2014. — № 4. — Pp. 33–36.

12. Gerasimova L.N. Modern trends in the formation of consolidated financial statements of the group of companies // Financial Analytics: problems and solutions., 2014. — № 13 (199). — Pp. 11–12.

13. Zatsarinnaya E.I., Prodanova N.A. Accounting for healthcare workers and payment / E.I. Zatsarinnaya, N.A. Prodanova // accounting in healthcare. 2019. — No. 5. — Pp. 23–34.

Учреждения могут выдавать сотрудникам деньги под отчет, например, на административно-хозяйственные нужды или командировочные расходы, для оплаты материальных запасов и основных средств: хозяйственные или канцелярские товары, запасные части, ГСМ; работ или услуг: ремонт оргтехники, транспортных средств. Также через подотчетных лиц выплачивают зарплаты, стипендии, пенсии и пособия. В этом случае деньги получает сотрудник, который затем выдает их другим лицам.

Ревизия расчетов с подотчетными лицами обязательно включается в программу проверки финансово‑хозяйственной деятельности со стороны учредителя или государственных контрольных органов. Поэтому учреждению также целесообразно организовать внутренний контроль учета расчетов с подотчетными лицами.

По общему правилу деньги выдают сотруднику, только если у него нет задолженности по ранее полученным подотчетным суммам. Однако можно выдать наличные под отчет даже при задолженности по прошлому авансу — при условии, что срок отчета по такому авансу еще не наступил. Например, если товары стоят дороже и подотчетных средств не хватает или когда сотрудника направили в новую командировку до истечения срока отчета по предыдущей и т.д. (п. 214 Инструкции № 157 н, п. 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210‑У) [1; 2].

Правила выдачи денежных средств сотрудникам под отчет утверждаются в учетной политике. Правила касаются выдачи наличных денег из кассы или денежных документов (например, почтовых марок, авиа- или железнодорожных билетов, талонов на бензин с фиксированной суммой), а также перечисления на банковскую карту сотрудника.

Выдать деньги под отчет можно как штатным сотрудникам, так и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам (ГПД) [2].

Необходимо обратить внимание, что список подотчетных лиц лучше не включать в учетную политику, а целесообразнее утвердить отдельным документом. Тогда его можно будет изменить в любое время. Вносить изменения в учетную политику допускается только в строго ограниченных случаях (ч. 6 ст. 8 Закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ).

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных организациях. Бухучет в здравоохранении. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: