По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Учет рабочего времени водителей при международных автоперевозках

В статье рассказывается, каким образом наладить суммированный учет рабочего времени при автоперевозках из Европы.

Организация занимается оптовой торговлей, импортирует товар из Европы, вывозит своими силами. В штате для этих целей есть водители-экспедиторы.

Длительность рейса от склада до места погрузки товара и обратно может занимать от 6 до 12 дней (в зависимости от направления).

Время вождения регулируется нормами Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств. Рабочий день водителя может состоять из времени управления, времени простоя (таможенное оформление, фитосанитарный контроль, ремонт, погрузка-разгрузка и пр.) и обязательного времени отдыха.

Показания тахографа можно снять только при возвращении водителя из рейса, это время показывает только время управления.

Какие часы считать рабочими (возникает проблема в течение длительной поездки, когда рейс длится 12 дней и водитель обязан иметь отдых 45 часов в неделю, но при этом он находится не дома, назвать это выходным сложно)?

Каким образом наладить суммированный учет рабочего времени? В табеле учета рабочего времени за первую половину месяца какие проставить часы, если в этот момент сотрудник еще не вернулся из рейса?

Режим рабочего времени и времени отдыха водителя, осуществляющего международные перевозки, регулирует Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее – ЕСТР).

Согласно ст. 1 s ЕСТР под ежедневной продолжительностью управления автомобилем понимается продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха. Именно этот период, а также период «другой работы», определяемый по правилам ст. 1 q ЕСТР, включается в рабочее время (смотрите, например, опред еление Пензенского областного суда от 07.08.2018 № 33-2786/2018).

Полагаем, такие периоды, как таможенное оформление, ремонт (если он осуществляется силами водителя), фитосанитарный контроль, погрузкаразгрузка, подпадают под определение «другой работы», как любая трудовая деятельность, кроме управления транспортным средством, на того же самого работодателя в транспортном секторе или вне его (ст. 1 q ЕСТР) и поэтому должны включаться в рабочее время водителя. Период ремонта транспортного средства, если ремонт осуществляется не водителем, на наш взгляд, должен относиться к времени ожидания, т. е. к периоду, в течение которого водитель не обязан оставаться на своем рабочем месте, иначе как для реагирования на возможные сигналы к началу или возобновлению вождения либо к выполнению другой работы (смотрите ст. 12.3 с ЕСТР), поэтому такой период ремонта в качестве рабочего времени квалифицироваться не должен. Периоды еженедельного отдыха в длительных международных рейсах рабочими днями не считаются и квалифицируются судами как выходные дни (смотрите, например, определение Пензенского областного суда от 07.08.2018 № 33-2786/2018).

Для Цитирования:
Юлия Раченкова, Учет рабочего времени водителей при международных автоперевозках. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: