Функция охраны труда является важнейшей в строительной отрасли, она обеспечивает безопасность условий в процессе выполнения работ, отличающихся повышенной сложностью и сопряженных с определенными рисками для здоровья. Статья 215 Трудового Кодекса РФ устанавливает нормативные требования к осуществлению охраны труда на производственных объектах. Для осуществления деятельности предприятия в обязательном порядке должны следовать государственным нормативам. Реализация этой функции подразумевает получение соответствующих разрешений перед вводом в эксплуатацию цехов, производственных помещений. Разрешительная документация должна содержать положительное заключение о соответствии условий действующим государственным нормативам, в том числе в вопросах выполнения всех требований охраны труда для обеспечения безопасных условий для жизни и здоровья персонала.
Одной из главных сложностей, связанных с системой обеспечения охраны труда на предприятии, является выбор требований, подлежащих контролю, и контролируемых параметров. На первый взгляд, очевидно, что регламентирование всех требований осуществляется при помощи законодательного документа, определяющего типы нормативно-правовых актов, в которых, в свою очередь, излагаются государственные нормативные требования. Согласно этим актам, актуальные государственные требования содержатся:
- в стандартах безопасности труда;
- в типовых правилах и инструкциях по охране труда;
- санитарно-эпидемиологических нормативах и правилах.
Несмотря на очевидность и прозрачность структуры контроля над соблюдением требований безопасности и охраны труда, нынешнее состояние нормативно-правовой базы существенно усложняет использование этих источников. В качестве примера в рамках данного исследования был изучен порядок выбора контролируемых критериев объектов для оценки физических факторов, воздействующих на работников.
В 2017 году были приняты новые санитарно-эпидемиологические требования, регламентирующие процессы нормирования производственных физических факторов. Правила имеют довольно четкую и корректную структуру, их требования не противоречат друг другу и могут быть легко применимы для осуществления контроля. Вместе с тем вступление в силу данных правил не отменило другие документы в области нормирования производственной среды, которые были утверждены ранее и на сегодняшний день также являются обязательными к исполнению. Таким образом, для регламентирования и контроля над каждым видом физического фактора в современной нормативно-правовой базе присутствует два типа документов, обладающих одинаковым юридическим статусом, но имеющих разное содержание.