По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61, 08.00.12

Учет финансовой аренды в организациях государственного сектора

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ) Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, iD 0000–0003–1144–6019, e-mail: 22969@mail.ru

В статье рассмотрено практическое применение Федерального стандарта «Аренда» для организаций государственного сектора. Рассмотрен порядок отражения на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета финансовой аренды. Приведены примеры учета финансовой аренды и на их основе даны комментарии по практическому применению стандарта. Данные требования учтены в сопоставлении с правилами других нормативных документов.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”» (зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 № 46517) // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.

2. Приказ Минфина России от 19.03.2019 № 45н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019–2021 гг.» (зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2019 № 54354) // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.

3. Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда” (СГС “Аренда”)» // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»: утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.

5. Герасимова, Л.Н. Учет арендных отношений в государственных (муниципальных) учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 5 (168). — С. 4–15.

1. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 31.12.2016 № 256n «on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations Conceptual bases of accounting and reporting of public sector organizations» (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation 27.04.2017 № 46517) // ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

2. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 19.03.2019 № 45N «on approval of the program of development of Federal accounting standards for public sector organizations for 2019–2021» (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation 12.04.2019 № 54354) // ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant. ru.

3. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.12.2017 № 0207-07/83464 «on the direction of Methodological guidelines for the application of the Federal accounting standard for public sector organizations "rent" (SGS "rent")» // ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

4. Federal accounting standard for public sector organizations «rent»: approved by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 31.12.2016 № 258n // ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

5. Gerasimova L.N. Accounting of rental relations in state (municipal) institutions // Accounting and taxation in budget organizations. — 2019. — № 5 (168). — Pp. 4–15.

Арендные отношения в СГС «Аренда» рассматриваются как получение во временное пользование материальных ценностей по договору аренды либо по договору безвозмездного пользования с классификацией аренды на операционную и неоперационную (финансовую).

Виды финансовой аренды представлены на рис. 1.

При финансовой (неоперационной) аренде арендатор ставит на учет основное средство. Одновременно с признанием в бухгалтерском учете актива признаются обязательства арендатора перед арендодателем. Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157 н, учреждены счета учета финансовой аренды (табл. 1).

При этом механизм отражения фактов хозяйственной жизни с объектами учета финансовой аренды определен СГС «Аренда»; конкретные примеры приведены в Методических указаниях по применению СГС «Аренда», разработанных в целях обеспечения методологического сопровождения применения стандарта (письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02–07–07/83464) [3; 4].

Порядок учета объектов финансовой аренды предусматривает расчет: процентных расходов (доходов) — части арендного платежа, являющейся вознаграждением арендодателя за предоставление имущества арендатору на условиях рассрочки оплаты его стоимости; дисконтированной стоимости арендных платежей — стоимости арендных платежей, рассчитанной (уменьшенной) с учетом процентной ставки, отражающей разновременную (относящуюся к разным временным периодам (годам)) ценность денежных средств, на дату классификации объектов учета аренды [2; 5].

Алгоритм ведения бухгалтерского (бюджетного) учета имущества при финансовой аренде представлен на рис. 2.

Признание основных средств по финансовой аренде в бухгалтерском учете представлено в таблице 2.

Величиной арендных обязательств признается наименьшая из следующих сумм (п. 18.3 СГС «Аренда»): справедливая стоимость имущества, предоставляемого в пользование; дисконтированная стоимость арендных платежей. Справедливую стоимость определяют в порядке, предусмотренном п. 54–60 СГС «Концептуальные основы» [1].

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Учет финансовой аренды в организациях государственного сектора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: