По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 354

Учение Конфуция и эффективное управление

Бутов А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: a.v.butov@yandex.ru

В статье представлен анализ учения Конфуция о способах формирования основ эффективного государственного управления, роли правителя и чиновников в системе государственного управления и предъявляемым к ним требованиям. Результаты исследования позволяют объективно оценить вклад Конфуция в теорию государственного управления, а также возможности использования его идей в современной практике управления.

Литература:

1. Малявин В.В. Конфуций. — М.: Молодая гвардия, 1992. — 335 с.

2. Бутов А.В. Развитие теории государственного управления в трудах Платона // Международная торговля и торговая политика. — 2014. — № 4 (84). — С. 99–112.

3. Бутов А.В. Вклад Аристотеля в развитие теории управления // Вестник РЭУ. — 2016. — № 4(88). — С. 92–99.

4. Конфуций. Изречения. — М.: ЭКСМО, 2014. — 640 с.

5. Теория менеджмента (История управленческой мысли) / Н.И. Астахова, В.А. Козырев, Г.И. Москвитин, Е.Д. Платонова, А.В. Бутов и др. — М.: РУСАЙНС, 2016. — 200 с.

Конфуций родился в 551 г. до н.э. в небольшом китайском царстве Лу в небогатой и незнатной семье. Вопреки своему невысокому положению в обществе он выбрал карьеру чиновника, которая не была ни продолжительной, ни выдающейся. Он открыл первую частную школу, доступную для всех желающих получить образование. Конфуций все же обрел всеобщее признание и славу, став не только «великим учителем», но и создателем конфуцианства — государственной идеологии древнего Китая. При жизни Конфуция и после его смерти он был окружен не только друзьями и единомышленниками, но и непримиримыми врагами. Первый император Китая Цинь Шихуанди даже повелел сжечь все конфуцианские книги, считая их угрозой своей власти, основанной на жестокости, страхе и насилии [1, с. 320]. Исследованию причин любви и ненависти к учению Конфуция и его вкладу в развитие государственного управления и посвящена представленная статья.

В отличие от европейских стран в древнем Китае была известна только одна форма государственного устройства — абсолютная монархия, которая в годы жизни Конфуция была ослаблена раздробленностью государства на множество мелких царств частыми войнами, чрезмерным имущественным неравенством и нищетой народных масс. Поэтому Конфуций в отличие от Платона и Аристотеля предлагает не новые формы государственного управления, а только способы совершенствования монархии, в результате осуществления которых государство должно стать большой семьей, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от старших, власть правителя сравнивается с властью отца [2, 3].

Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов, а путем следования ритуалам. Жизнь по ритуалу — это нескончаемая смена масок, исполнение очередной своей роли: любящего сына или отца, преданного мужа, заботливого правителя. В ритуале человеческая жизнь очищается от всего случайного, приобретает свой истинный смысл, позволяет жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Для Цитирования:
Бутов А.В., Учение Конфуция и эффективное управление. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: