Конфуций родился в 551 г. до н.э. в небольшом китайском царстве Лу в небогатой и незнатной семье. Вопреки своему невысокому положению в обществе он выбрал карьеру чиновника, которая не была ни продолжительной, ни выдающейся. Он открыл первую частную школу, доступную для всех желающих получить образование. Конфуций все же обрел всеобщее признание и славу, став не только «великим учителем», но и создателем конфуцианства — государственной идеологии древнего Китая. При жизни Конфуция и после его смерти он был окружен не только друзьями и единомышленниками, но и непримиримыми врагами. Первый император Китая Цинь Шихуанди даже повелел сжечь все конфуцианские книги, считая их угрозой своей власти, основанной на жестокости, страхе и насилии [1, с. 320]. Исследованию причин любви и ненависти к учению Конфуция и его вкладу в развитие государственного управления и посвящена представленная статья.
В отличие от европейских стран в древнем Китае была известна только одна форма государственного устройства — абсолютная монархия, которая в годы жизни Конфуция была ослаблена раздробленностью государства на множество мелких царств частыми войнами, чрезмерным имущественным неравенством и нищетой народных масс. Поэтому Конфуций в отличие от Платона и Аристотеля предлагает не новые формы государственного управления, а только способы совершенствования монархии, в результате осуществления которых государство должно стать большой семьей, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от старших, власть правителя сравнивается с властью отца [2, 3].
Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов, а путем следования ритуалам. Жизнь по ритуалу — это нескончаемая смена масок, исполнение очередной своей роли: любящего сына или отца, преданного мужа, заботливого правителя. В ритуале человеческая жизнь очищается от всего случайного, приобретает свой истинный смысл, позволяет жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.