По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Учебник — альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки

Борис Рувимович Мандель кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Doctor of science, honoris causa of International Academy of Natural History

Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса о качестве современного учебника, о его структуре и содержании, функциях и принципах наполнения учебным материалом, о его воспитывающей и обучающей роли.

А не странно ли вообще начинать разговор об учебнике именно сегодня, в мире гаджетов и Интернета? Да-да, об учебнике, отпечатанном в типографии и, конечно, довольно дорогом, с точки зрения студента, да и любого читающего человека. Ведь сегодня существует возможность совершенно бесплатно скачать на свой планшет достаточно большое количество книг (учебников), которые «плавают» по волнам Всемирной паутины.

Книг, учебников! Тех самых, за которыми когда-то мы выстраивались в очереди в библиотеке, в читальном зале или сидели кучей за столом, лихорадочно листая страницы… Да уж, достать их было трудно — специфика вуза, только букинистические издания, да и дороговато для простого студента. Мы держали книги в руках, читали в трамвае или в метро, дома или на даче, лёжа, сидя, стоя, на ходу, на бегу. Вот так, а теперь всё это можно сказать и про электронные книги, про Интернет и поразительную лёгкость и быстроту добывания нужного или не совсем нужного знания для сдачи экзамена. А потом — стёр, выбросил, забыл, и не пылится ничего на полках, и никакой ностальгии!

Но ведь мы говорим об учебниках, книгах, без которых не мыслится образование, без которых мы не стали бы тем, кем стали, выйдя из стен вузов! О вузовских учебниках написано и сказано очень много. Но до настоящего времени не полностью вскрыты сами истоки проблемы. Всем известно, что бесполезно пытаться решить частную задачу, не решив общую. Эта мысль полностью применима и к проблеме вузовского учебника, являющейся в принципе частной по отношению к проблеме педагога высшей школы. О ней тоже написано много, но вопрос не решается десятилетиями, да и решится ли? А по сути, это проблема педагогической подготовки преподавателей.

В последние годы мы довольно много пишем о высоких технологиях образования, наукоёмких технологиях образования, инновационных технологиях, технологиях дистанционного обучения и т.п. Но ведь сам термин «технология» пришёл из области материального производства, так что правильно было бы обратиться к особенностям технологии. Известно, что неотъемлемым компонентом технологической до кументации в материальном производстве является указание на используемые материалы. Какими бы совершенными ни были технологические процессы и машины, из плохого материала изготовить высококачественное изделие невозможно! Вот оно — тезис, который так неплохо бы вспомнить, говоря об образовании. У нас основными материалами в учебном процессе являются учебные тексты. Но иногда даже поверхностный анализ вузовских учебников показывает, что они совсем не свободны от содержательных ошибок, противоречий и пробелов, в силу чего представленный в них материал оказывается недоступным, неточным, порой просто липовым! Было бы понятно, когда ошибки встречаются в новейших, неустановившихся данных, фактах, знаниях. Но беда в том, что они присущи, к сожалению, и давно сложившимся фундаментальным знаниям, служащим базисом для специальных дисциплин. И многие ошибки чрезвычайно живучи — сохраняются десятилетиями (не столетиями?), а подчас и дольше. Очевидно, что никакие, даже самые высокие компьютерные технологии обучения или высочайшее педагогическое мастерство преподавателей не способны компенсировать ущерб, наносимый ошибками в учебных текстах! Ущерб этот не только (и не столько) в том, что студенты неправильно усваивают конкретный материал или усваивают неправильный материал, а в том, что формирование в их сознании важнейших качеств личности — способности и стремления к научному пониманию — идёт неправильно, искажённо. Эти качества могут сложиться лишь в процессе понимания изучаемого материала при его полной и безоговорочной научности даже на стадии прогнозов и гипотез.

Для Цитирования:
Борис Рувимович Мандель, Учебник — альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. Ректор ВУЗа. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: