Наиболее эффективно задачи управления физическими активами предприятия решаются в рамках процессного подхода. Можно выделить следующие основные процессы [1]:
— ведение нормативно-справочной информации по активам;
— ведение эксплуатационной и ремонтной документации;
— формирование и сопровождение базы данных по активам;
— ведение информации о персонале, задействованном в управлении активами;
— оценка и прогнозирование технического состояния активов;
— выбор и пересмотр стратегий обслуживания активов;
— планирование работ и необходимых ресурсов;
— формирование плановых потребностей в материально-технических ресурсах (МТР);
— обеспечение потребностей в МТР;
— обеспечение безопасных условий выполнения работ;
— ведение и обработка заявок на внеплановые работы по дефектам и отказам;
— организация выполнения и учета работ;
— измерение и анализ целевых показателей процессов, принятие решений.
Выполнение процессов предполагает цикличность и наличие множества обратных связей с целью постоянного улучшения в управлении активами. Конечной целью управления физическими активами является нахождение оптимального баланса производительности, затрат и рисков, связанных с контролируемыми активами [2].
Участники указанных процессов находятся в разных подразделениях (в цехах, в управлении, на складах), на разных уровнях иерархии управления, выполняют разные функции (финансовые, производственные, ремонтные). При этом их деятельность в области управления физическими активами должна быть направлена на достижение единых целей и взаимно согласована.
Информационная система, которая обеспечивает поддержку этих процессов, должна охватывать всю распределенную структуру предприятия, включая удаленные филиалы, дочерние, зависимые и иные организации, в том числе независимые сервисные компании, которые совместно участвуют в управлении одними и теми же физическими активами. Для такой информационной системы очень важно обеспечить возможность прямого доступа к ней всех участников процесса управления такими активами. Только тогда можно говорить о полноте охвата этого процесса информационной системой и о непосредственном участии в нем всех заинтересованных специалистов (пользователей).