По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2101-07

Участие граждан в управлении в сфере труда, занятости и социальной защиты: возможности электронных сервисов

Александр Валентинович Аверин д-р юрид. наук, профессор кафедры финансового права и таможенной деятельности Юридического института, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), адвокат E-mail: gpp_vlgu@mail.ru
Ирина Владимировна Погодина канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права и таможенной деятельности Юридического института, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ) E-mail: irinapogodina@mail.ru
Данила Алексеевич Авдеев магистрант Юридического института, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ) E-mail: danilavdeev@yandex.ru

В статье авторы обращаются к обзору интернет-ресурсов Минтруда и Роструда. Предметом изучения стали инструменты электронного участия, используемые ведомствами. Анализ электронных сервисов органов государственного управления в сфере труда, занятости, социальной защиты показал, что Роструду удалось создать больше условий для участия граждан в процессах управления, более успешно реализовать возможности инструментов электронного участия для «совместного руководства», чем вышестоящему министерству. Однако потенциал инструментов электронного участия не использован в полной мере, например недостаточно применены элементы геймификации. В статье приведены примеры из зарубежной практики.

Литература:

1. Исследование ООН: Электронное правительство 2018: отчет / Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2018. — 299 c. — URL: https://publicadministration. un.org/publications/content/PDFs/UN%20 E-Government%20Survey%202018%20 Russian.pdf (дата обращения: 06.08.2020).

2. Министерство труда и социальной защиты РФ: официальный сайт. — URL: https:// mintrud.gov.ru/ministry/opengov/10 (дата обращения: 07.07.2020).

3. Перчаткина С.А., Черемисинова М.Е., Цирин А.М., Цирина М.А., Цомартова Ф.В. Социальные интернет-сети: правовые аспекты // Журнал российского права. — 2012. — № 5. — С. 14–24.

4. Liyakasa K. Game On: Gamification Strategies Motivate Customer and Employee Behaviors. — https://www.destinationcrm. com/Articles/Editorial/Magazine-Features/ Game-On-Gamification-Strategies-MotivateCustomer-and-Employee-Behaviors-81866. aspx (дата обращения: 01.08.2020).

5. Официальный сайт Министерства труда и занятости Индии (The Ministry of Labour & Employment of India). — URL: https://labour.gov.in/ (дата обращения: 01.08.2020).

6. Официальный сайт MINISTERSTVO PRÁCE A SOCIÁLNÍCH VĚCÍ ČR / The Ministry of Labour and Social Affairs (MoLSA). — URL: https://www.mpsv.cz/web/en (дата обращения: 01.08.2020).

7. Официальный сайт Bundesminister für Arbeit und Soziales / the Federal Ministry of Labour and Social Affairs (BMAS). — URL: https://www.bmas.de/EN/Home/home.html (дата обращения: 01.08.2020).

8. Ministerio de Trabajo y Economía Social. — URL: http://www.mitramiss.gob.es/ es/contacto_ministerio/index.htm (дата обращения: 01.08.2020).

9. Я — инспектор // AppStore. — URL: https://apps.apple.com/ru/app/a-inspektor/ id1185854875?l=en.

10. Портал «Работа в России» станет ключевым звеном в процессе цифровизации в сфере занятости // Федеральная служба по труду и занятости: официальный сайт. — URL: https://rostrud.gov.ru/ press_center/novosti/814945/ (дата обращения: 04.08.2020).

11. Каждый третий пользователь соцсетей допускает, что работодатель следит за его страницами // НАФИ: аналитический центр. — URL: https://nafi. ru/analytics/kazhdyy-tretiy-polzovatelsotssetey-dopuskaet-chto-rabotodatelsledit-za-ego-stranitsami/ (дата обращения: 04.08.2020).

12. Vicente M., Novo A. An empirical analysis of e-participation. The role of social networks and e-government over citizens’ online engagement // Government Information Quarterly. 2014, Vol. 31, Is. 3. P. 379–387. — https://doi.org/10.1016/j. giq.2013.12.006.

13. Государство средней закрытости: результаты нового рейтинга открытости госорганов // Счетная палата РФ. — URL: https://ach.gov.ru/news/gosudarstvosredney-zakrytosti-rezultaty-novogoreytinga-otkrytosti-gosorganov (дата обращения: 05.08.2020).

14. McQuaid R.W., Lindsay C. Delivering job search services for unemployed people in rural areas: the role of ICT econstor // 43rd Congress of the European Regional Science Association: «Peripheries, Centres, and Spatial Development in the New Europe», 27– 30th August 2003, Jyväskylä, Finland, European Regional Science Association (ERSA), Louvain-la-Neuve. — URL: https://www. econstor.eu/bitstream/10419/115952/1/ ERSA2003_094.pdf.

Электронное участие определяется ООН как «процесс вовлечения граждан при помощи ИКТ в политику, принятие решений, разработку и оказание услуг в целях обеспечения участия, инклюзивности и целенаправленности» [1]. Развитие электронного участия может способствовать устойчивому развитию общества, решению текущих и глобальных проблем.

Как и другие формы участия, электронное участие влечет за собой затраты и выгоды. Они могут быть измерены с точки зрения государственного управления (исполнителя), с точки зрения граждан (участников) или с обеих сторон. Измерение затрат на электронное участие является концептуально и эмпирически сложным; оценка преимуществ еще более затруднена, учитывая зачастую неясные цели и показатели эффективности конкретных инициатив в области электронного участия и постановку неконкретных целей, таких как повышение гражданского образования, повышение гражданской активности и доверия к власти, которые трудно измерить. Тем не менее описанные сложности в оценке эффективности инструментов электронного участия не должны быть препятствием, ограничивающим их внедрение в деятельность органов государственной власти.

Вполне очевидно, что развитие практик дистанционного интерактивного взаимодействия граждан и органов государственной власти актуально для всех ведомств (причем как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях). Однако выбор форм, способов, инструментов электронного взаимодействия с населением во многом зависит от конкретного ведомства и определяется как объективными факторами (например, компетенцией органа), так и субъективными причинами (в том числе личным отношением руководства органа власти к использованию цифровых практик).

В настоящем исследовании мы остановимся на анализе инструментов электронного участия, внедряемых в практику деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере труда и занятости (Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости РФ).

Развитие практик дистанционного интерактивного взаимодействия граждан и органов государственной власти актуально для всех ведомств (причем как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях). Однако выбор форм, способов, инструментов электронного взаимодействия с населением во многом зависит от конкретного ведомства и определяется как объективными факторами (например, компетенцией органа), так и субъективными причинами (в том числе личным отношением руководства органа власти к использованию цифровых практик).

Для Цитирования:
Александр Валентинович Аверин, Ирина Владимировна Погодина, Данила Алексеевич Авдеев, Участие граждан в управлении в сфере труда, занятости и социальной защиты: возможности электронных сервисов. Вопросы трудового права. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: