На сегодняшний день конкуренция компаний на мировом рынке сильно обострена, и для эффективного ведения бизнеса требуется быстро реагировать на развитие технологий.
Тема цифровизации экономики является крайне актуальной, так как за счет нее компании оптимизируют свои бизнес-процессы, в том числе в сфере логистики. Цифровая экономика наиболее эффективно функционирует на рынках с большим количеством участников и высоким уровнем проникновения ИКТ-услуг [4].
Целью исследования является изучение процесса уберизации в логистической отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию «уберизация»;
• перечислить достоинства и недостатки уберизации;
• рассмотреть две бизнес-модели уберизации;
• привести примеры российских компаний, применяющих уберизацию.
Научная новизна — были выявлены особенности внедрения при изучении процесса уберизации в логистической компании.
Многие логистические компании создают стартапы, нацеленные на коренные изменения в этой отрасли. Цифровизация должна основываться на создании надежных новых бизнес-моделей и сервисов. Продукт должен быть понятный клиенту, ведь важно понимать, какую выгоду он получит при переходе к новому формату. Также следует помнить, что внедрение новых технологий ведет к обновлению штата (сокращение, поиск специалистов и переквалификация имеющихся в компании сотрудников). Но проведя опрос, выявили, что на данный момент российский рынок не готов полностью перейти на автоматизацию деятельности.
Одним из направлений цифровизации в логистической сфере является уберизация перевозок. Уберизация (Uber-компания-поставщик услуг по перевозке пассажиров) — это использование компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций [6]. То есть уберизация предоставляет пользователю возможность найти оптимального исполнителя определенной услуги, пропуская стадию поиска и выбора исполнителя, при помощи мобильного приложения (рисунок 1).