По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.333

Тяговые электродвигатели (ТЭД). Часть 1. Критерии оптимизации

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва
Ярец В. В. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва
Лабутин А. А. нач. конструкторского отдела, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Рассматриваются критерии оптимизации электрических машин (ЭМ) и тяговых электродвигателей (ТЭД). Главные критерии оптимизации связаны с ценой, надежностью, энергоэффективностью и производительностью. Анализируются коллекторные, асинхронные и синхронные машины с постоянными магнитами (соответственно КМ, АМ и СМПМ). Показано, что критерии оптимизации в основном зависят от назначения ЭМ. Применительно к тяговому приводу локомотивов превалируют показатели энергоэффективности, производительности и надежности, которые определяются анализом 8-ми факторов и их взаимодействием. Отмечено, что наиболее перспективными для локомотивов в части оптимизации являются многополюсные СМПМ и АМ в сочетании с повышенной частотой преобразователя частоты (ПЧ).

Литература:

1. ГОСТ 2582-2013. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия.

2. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Разработка и испытания электрических машин.Ч.1. – М.: Инфра-Инженерия, 2024. – 136 с.

3. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Применение электрических машин.– М.: Инфра-Инженерия, 2024. – Ч. 2. – 156 с.

4. Шульга Р.Н. Электрооборудование энергоустановок и воздействия перенапряжений. – М.: Инфра-Инженерия, 2024. – 240 с.

5. Проектирование тяговых электромашин: учеб. пособие / под ред. М.Д. Находкина. – М.: Транспорт, 1976. – 624 с.

6. Матвеев А.В. Управление эволюцией электрических машин. – DriveConstructor, 2024. – 262 с.

7. Матвеев А.В. Альтернативная машинная постоянная и оценка массы и габаритов электрических машин // Электричество. – 2019. – № 11.

8. Матвеев А.В. Анализ типов и серий асинхронных машин с помощью альтернативной машинной постоянной // Электричество. – 2020. – № 7.

9. Матвеев А.В. Тестирование гипотезы о зависимости массы электрических машин от мощности и частоты вращения // Электричество. – 2021. – № 7.

10. Копылов И.П., Маринин Ю.С. Тороидальные асинхронные двигатели. Доклады научно-технической конференции. – М., 1965. – С. 64–74.

11. Юферов Ф.М., Колесников В.П., Титунин А.Я., Осин И.Л. Синхронные микродвигатели с постоянными магнитами // Доклады научно-технической конференции. – М., 1965. – С. 87-99.

12. Копылов И.П. Геоэлектромеханика. – М.: Изд-во МЭИ, 2000. – 119 с.

13. Шульга Р.Н. МГД-генерация в природе и энергетике // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 11. – С. 16–25.

14. Мартынов В.А., Лабутин А.А. Математическая модель асинхронного явнополюсного конденсаторного двигателя на основе метода зубцовых контуров // Электричество. – 1998. – № 11. – С. 37–44.

15. Иванов-Смоленский А.В., Абрамкин Ю.В., Власов А.И. и др. Универсальный метод расчета электромагнитных процессов в электрических машинах. – М.: Энергоатомиздат, 1986.

16. Кузнецов В.А. Моделирование магнитных полей и процессов в электромеханических преобразователях // Труды МЭИ. – 1994. – № 11.

17. Лопухина Е.М., Семенчуков Г.А., Лабутин А.А. Математическое моделирование технологического явнополюсного конденсаторного двигателя // Электротехника. – 1995. – № 11.

18. Мартынов В.А. Анализ динамических режимов индуктивных электромеханических устройств // Электричество. – 1995. – № 3.

19. Аванпроект «Разработка ТЭД для маневрового локомотива», 19.02.2023.

Вопросы оптимизации тяговых электродвигателей (ТЭД) применительно к электрифицированному ж/д транспорту и другим применениям стали весьма актуальны в связи с появлением новых типов электромашин (ЭМ) в сочетании с новыми технологиями микроэлектроники и силовых полупроводников (СПП). Повышение полюсности ЭМ и частоты преобразования СПП открывает широкие перспективы оптимизации электроприводов. Цель статьи состоит в анализе критериев оптимизации ТЭД применительно к тяговому приводу локомотивов.

Эволюция ТЭД в общем случае связана с динамикой развития электромашин (ЭМ), которые переходят к 6-му технологическому укладу в составе 4-й промышленной революции. Уклад характеризуется взаимопроникновением ЭМ и новыми технологиями, связанными с сочетанием: микроэлектроники для систем управления (СУ), высоковольтных силовых полупроводников (СПП), новых композитных и магнитных материалов. Наряду с широкоприменяемыми коллекторными машинами (КМ), появился ряд машин, например, вентильно-индукторные, синхронно-реактивные или основные типы синхронных машин с постоянными магнитами (СМПМ), которые вообще не могут работать без преобразователей частоты (ПЧ).

При использовании ЭМ с ПЧ требуются изменения в конструкции машин – в системе изоляции и подшипниках. Многие технические системы развиваются совместно, причем сила связи между такими системами усиливается с процессом эволюции. Совместная эволюция ЭМ и ПЧ с использованием СПП является хорошим примером постепенной интеграции ЭМ, ПЧ и СУ. Объем и масса СУ и ПЧ становятся все более незначительными по сравнению с объемом и массой управляемых данными ПЧ электрических машин. Стоимость ПЧ также снижается по сравнению со стоимостью машины. Эволюция конструкции ЭМ является продуктом взаимодействия многочисленных трендов с различными весами и направлениями.

Критерии оптимизации ЭМ и ТЭД:

– стоимость (цена), включая капитальные и эксплуатационные затраты;

– надежность, включая срок службы;

– энергоэффективность (КПД, cosφ);

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Ярец В. В., Лабутин А. А., Тяговые электродвигатели (ТЭД). Часть 1. Критерии оптимизации. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: