По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.333

Тяговые электродвигатели и привода электровозов

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Рассмотрены варианты выполнения тяговых асинхронных электродвигателей (ТЭД) и приводов электровозов разных классов в зависимости от размещения ТЭД и редуктора на раме и оси тележки. Для ТЭД приведены соотношения для оценки предельных параметров, которые должны учитывать диаметр якоря, длину сердечника статора, линейную нагрузку якоря с учетом опрокидывающего момента, относительной величины индуктивного сопротивления КЗ и проводимости потоков рассеивания ротора и статора. Приведены кривые ограничения предельных значений удельной мощности для различных исполнений привода и ТЭД с учетом ограничения по электромагнитной мощности, нагреву, статической устойчивости, а также по работоспособности подшипниковых опор.

Литература:

1. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Особенности расчета быстроходных электрических машин // РУМ (597). – 2021. – № 1. – С. 29–35.

2. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Динамика быстроходных электрических машин // РУМ (598). – 2021. – № 2. – С. 13–19.

3. Шульга Р.Н., Лабутин А.А. Стендовые испытания быстроходных электрических машин // РУМ (599). – 2021. – № 3. – С. 31–37.

4. Шульга Р.Н., Лабутин А.А., Кирякин А.А. Разработка, испытания и применение электрических машин: в 2 ч., учеб. пособие. – М.: Изд. МЭИ, 2022. – 148 с.

5. Ле Суан Хонг, Чан Ба Ле Хоанг. Сравнительный анализ систем управления тягового электропривода электроподвижного состава с тяговыми машинами постоянного тока // Изв. ТулГУ. – 2021. – вып. 11. – URL: http://www. cyberleninka.ru/.2022/04/

6. Методика тяговых расчетов (для промышленных электровозов). – URL: http://www. faufcc.ru/.2022/04/

7. Шульга Р.Н. Тяговые характеристики электромобиля и электролокомотива // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 4. – С. 26–34.

8. Устройство электровоза 2ЭС10 (методическое пособие для локомотивных бригад), Екатерингбург, учебный центр № 1. – URL: http://www.vgudok.com/.2022/04/

9. Электровоз «Малахит»: сверхмощность для горного рельефа и сложных климатических условий. – URL: http://www.vgudok. com/.2022/04/

10. Покровский С.В. Тяговые преобразователи высокой мощности на IGBT-транзисторах // Железные дороги мира. – 2010. – № 12. – С. 38–46.

11. Преобразователи тяговые SIBAG. – URL: http://www. pab.sa.gov.ru

12. Бочаров В.И. и др. Тяговые электродвигатели электровозов / в.И. Бочаров, И.в. Захаров, Л.Ф. Коломейцев и др.; под ред. в.Г. Щербакова. – Новочеркасск: Агентство «Наутилус», 1998. – 672 с.

13. Постников И.М. Проектирование электрических машин. – Киев: Техническая литература, 1960. – 910 с.

14. Домбровский В.В., Хуторецкий Г.М. Основы проектирования электрических машин переменного тока. – Л.: Энергия, 1974. – 504 с.

15. Данилевич Д.Б. Параметры электрических машин переменного тока / Д.Б. Данилевич и др. – М.; Л.: Наука, 1965. – 339 с.

16. Сергеев П.С., Виноградов Н.В., Горяинов Ф.А. Проектирование электрических машин. – М.: Энергия, 1970. – 632 с.

Современные реалии логистики заставляют осуществить поворот с запада на восток, а также юг и север. Решающую роль при этом играет развитие электродвижения, электровозов, электропривода и тяговых электродвигателей (ТЭД). в отличие от ранее применяемых коллекторных тяговых электродвигателей им на смену приходят асинхронные ТЭД в составе частотно-регулируемого электропривода, а для скоростных электропоездов наиболее востребованы синхронные ТЭД с постоянными магнитами.

Целью статьи является определение предельных значений удельной мощности для различных исполнений привода и асинхронных ТЭД с учетом ограничения по электромагнитной мощности, нагреву, статической устойчивости, а также по работоспособности подшипниковых опор. в [1–4] отражены новые подходы и материалы для электродвигателей, а в [5–7] изложена их методика расчета. в [8–11] приведены данные по опыту разработки ТЭД фирмы Siemens и АО СТМ, а в [12–16] отражен опыт отечественного проектирования ТЭД и приводов АО ТМХ. Наиболее заметный 70-летний вклад внес коллектив разработчиков вЭлНИИ и НЭвЗ под руководством в. И. Бочарова [12], который сконцентрировал отечественный опыт разработки ТЭД электровозов и послужил основой приведенного материала.

Для любой электрической машины, включая асинхронные, зависимость номинальной мощности от нагрузки, частоты вращения и геометрических размеров определяется соотношением:

Приняты обозначения: nн – номинальные обороты, об./мин.; Da, la – диаметр и длина сердечника якоря, м; А – линейная нагрузка якоря, А/м; Вδ – индукция в зазоре, Тл. Коэффициенты принимаются на основе длительной практики проектирования АТЭД: η = 0,94; ke = Eн /Uн = 0,97; kоб = 0,935 – обмоточный коэффициент; ka = 1,08 – коэффициент поля в зазоре; αδ = 0,7 – коэффициент полюсного перекрытия. Коэффициенты ka и αδ зависят от насыщения зубцовой зоны статора и соответствуют расчетным индуктивностям в зазоре до 1,15 Тл и в зубце до 2 Тл. Коэффициент мощности имеет больший разброс значений в зависимости от числа полюсов, которое определяет соотношение тока намагничивания Iµ и номинального тока Iн. Это соотношение зависит от полюсного деления τ, которое равно:

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Тяговые электродвигатели и привода электровозов. Электроцех. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: