В курсе «Массовая культура» одним из факторов этой реконструкции стал «перевод» музыки в пространство массовой культуры (если понимать массовую культуру широко — не только в качественном аспекте, но и как сферу, порожденную новыми формами культуры, стимулирующими ее массовое воспроизведение). В. Беньямин, описывая специфику трансформации искусства в эпоху его тиражирования и восприятия массами, обратил внимание на роль классики в этом процессе, когда произведение, утрачивая статус иконы и фетиша, «прорастает» в новую идеологию, обретая новые смыслы. Еще в 1927 году немецкий режиссер Абель Ганс почувствовал эту особенность кинематографа: «Шекспир, Рембрандт, Бетховен будут снимать кино… Все легенды, все мифологии, все религиозные деятели, да и все религии… ждут экранного воскрешения, и герои нетерпеливо толпятся у дверей» [1].
В современной массовой культуре актуальны попытки создания ассоциативной визуальной образности на мотивы классической музыки. Разные форматы визуальной культуры предлагают свои зрительные и сюжетные интерпретации того, как выглядит и что происходит в том или ином классическом музыкальном произведении или же его фрагменте. Все эти факторы обусловили появление и бурное развитие так называемого «классического кроссовера» (classical crossover), специализирующегося на звуковой и визуальной обработке классической музыки для широкой аудитории [2].
На характер взаимодействия массовой культуры и классической музыки оказывает влияние стремительно развивающаяся визуальная культура. Некоторые исследователи с известной долей уверенности утверждают, что кино по сути своей природы есть искусство Gesamtkunstwerk. И не случайно кинематограф стал экспериментальной площадкой «кроссоверной» эстетики, даже если мы ведем речь об авторском кинематографе, далеком от вкусов среднестатистического зрителя. Это, в свою очередь, вызывает парадокс восприятия: саундтрек из таких фильмов выходит в массовое сознание, живет своей жизнью — более того, утрачивает связь с автором, что порождает «ляпы», связанные с приписыванием мелодии, ставшей шлягером, другому композитору.