По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 782/785

Творчество Р. Вагнера в художественно-эстетической практике современного кинематографа. Материалы к курсу «Массовая культура»

Осипова Н.О. профессор кафедры культурологии и социологии факультета истории, политических наук и культурологии, Институт гуманитарных и социальных наук Вятского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, Россия, 610000, Приволжский федеральный округ, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 36. E-mail: nika9049@yandex.ru

Автор показывает, что современная культура сложно укладывается в схему «элитарное — популярное — массовое», что необходимо подчеркнуть в курсе «Массовая культура». В статье доказывается, что творчество Вагнера стало искусством, которое продемонстрировало механизмы перемещения музыкальной классики из сферы элитарного академизма в сферу массового сознания и массовых форм культуры, приобретая статус популярного искусства. Композитор, творчество которого было густо замешено на мифе, не только сам превратился в мифологическую фигуру, но и открыл культуре ХХ– XXI веков возможности неомифологической реконструкции вагнеровского текста.

В курсе «Массовая культура» одним из факторов этой реконструкции стал «перевод» музыки в пространство массовой культуры (если понимать массовую культуру широко — не только в качественном аспекте, но и как сферу, порожденную новыми формами культуры, стимулирующими ее массовое воспроизведение). В. Беньямин, описывая специфику трансформации искусства в эпоху его тиражирования и восприятия массами, обратил внимание на роль классики в этом процессе, когда произведение, утрачивая статус иконы и фетиша, «прорастает» в новую идеологию, обретая новые смыслы. Еще в 1927 году немецкий режиссер Абель Ганс почувствовал эту особенность кинематографа: «Шекспир, Рембрандт, Бетховен будут снимать кино… Все легенды, все мифологии, все религиозные деятели, да и все религии… ждут экранного воскрешения, и герои нетерпеливо толпятся у дверей» [1].

В современной массовой культуре актуальны попытки создания ассоциативной визуальной образности на мотивы классической музыки. Разные форматы визуальной культуры предлагают свои зрительные и сюжетные интерпретации того, как выглядит и что происходит в том или ином классическом музыкальном произведении или же его фрагменте. Все эти факторы обусловили появление и бурное развитие так называемого «классического кроссовера» (classical crossover), специализирующегося на звуковой и визуальной обработке классической музыки для широкой аудитории [2].

На характер взаимодействия массовой культуры и классической музыки оказывает влияние стремительно развивающаяся визуальная культура. Некоторые исследователи с известной долей уверенности утверждают, что кино по сути своей природы есть искусство Gesamtkunstwerk. И не случайно кинематограф стал экспериментальной площадкой «кроссоверной» эстетики, даже если мы ведем речь об авторском кинематографе, далеком от вкусов среднестатистического зрителя. Это, в свою очередь, вызывает парадокс восприятия: саундтрек из таких фильмов выходит в массовое сознание, живет своей жизнью — более того, утрачивает связь с автором, что порождает «ляпы», связанные с приписыванием мелодии, ставшей шлягером, другому композитору.

Для Цитирования:
Осипова Н.О., Творчество Р. Вагнера в художественно-эстетической практике современного кинематографа. Материалы к курсу «Массовая культура». Ученый совет. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: