Статья поступила 29.05.2016 г.
Владимир Николаевич Перетц (1870–1935 гг.) являлся яркой личностью, выдающимся ученым, творцом авторских концепций, а также непревзойденным педагогом, организатором и руководителем. Им сделан весомый вклад в развитие науки и культуры конца ХІХ — начала ХХ вв. Ученый был специалистом в области филологии, литературоведения, фольклористики, искусствоведения, истории театра, источниковедения, историографии, палеографии и археографии. Его творческое наследие выразилось в многочисленных научных трудах, деятельности образовательных, научных учреждений и обществ, а также идеях и положениях, которые развили его ученики и последователи.
На сегодняшний день тема личности В. Н. Перетца, его жизненного и творческого пути нашли отражение в публикациях его учеников и современников В.П. Адриановой-Перетц, Л.Т. Белецкого, Н. К. Гудзия, А.А. Назаревского. Среди современных ученых следует назвать украинских: Л.В. Матвееву, С.Н. Мищука, М.К. Наенко, Л.Г. Реву, С.К. Росовецкого, О.Н. Слипушко; российских ученых: А.Н. Дмитриева, М.А. Робинсона. Изучение биографии В.Н. Перетца проводилось в разных плоскостях, в частности: филологической (Л.В. Елкина, М.К. Наенко, О.Н. Слипушко, А.Н. Дмитриев), источниковедческой (М.М. Гнатюк, Л.А. Дубровина, С.Н. Мищук), театроведческой (А.С. Демин, А.Ю. Клековкин) и научно-организационной (Л.В. Матвеева, М.А. Робинсон, Т.А. Щербань, Л.Г. Рева, С.К. Росовецкий и др.). При этом фундаментального труда о жизнедеятельности В.Н. Перетца до сих пор нет. В этом контексте актуальным является исследование творческой составляющей жизнедеятельности ученого и составление его педагогического портрета, т. к. всю свою жизнь В.Н. Перетц посвятил служению науке и обучению молодого поколения исследователей.
Цель данной статьи — составить творческий портрет В.Н. Перетца как ученого и педагога на основе отзывов его учеников и современников. Автор сконцентрировал внимание на освещении наиболее значимого достижения многолетней работы Владимира Николаевича как основателя и руководителя Семинария русской филологии под руководством В.Н. Перетца. Более подробные сведения из биографических страниц жизнедеятельности выдающегося ученого содержатся в публикациях автора [11; 12]. Семинарий был научным обществом талантливых исследователей, живших общим кругом культурных интересов. Основатель поддерживал и развивал традицию научной преемственности поколений исследователей, которая, по его мнению, «необходима в каждом мастерстве» [5]. Здесь наиболее полно проявилась его забота о науке и культуре, о кадрах, которым он всячески помогал реализовать творческий потенциал. На рисунке 2 представлено групповое фото участников семинария.