По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 640. 4: 338.48 DOI:10.33920/VNE-03-2306-01

Туристический бизнес и лизинг: современные подходы к развитию отраслей сферы гостеприимства

Зацепилина Н.П. кандидат технических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ковалева Е.Н. кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики, Воронежский государственный университет инженерных технологий
Сандберг А. Б. студент направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело», Воронежский государственный университет инженерных технологий
Евсюкова А.С. зав. производством СПб, АО «Военторг-Запад», г. Санкт-Петербург, Россия

Статья рассматривает роль и влияние международного лизинга в туристической индустрии. Освещены актуальные тенденции в использовании лизинга туристическими компаниями, анализируется его вклад в стабилизацию и развитие экономики в различных регионах мира. Структурированный обзор мирового опыта, изменения на рынке лизинговых услуг и вызовы, с которыми сталкиваются компании в сфере туризма.

Литература:

1. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н. Интернет-продвижение сайтов как один из видов деятельности обучающихся по направлению «Гостиничное дело» // Проблемы преподавания математики, физики, химии и информатики в вузе и средней школе (ППМФХИ-VII). Материалы VII региональной научно-методической конференции. — 2021. — С. 62–65.

2. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н. Интегрированный подход в преподавании информационных технологий обучающимся по направлению «Гостиничное дело» // Проблемы преподавания математики, физики, химии и информатики в вузе и средней школе (ППМФХИ-VII). Материалы VIII региональной научно-методической конференции, — 2022. –С. 86–90.

3. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б., Сехниев М. Е. Интернет-маркетинг как инструмент продвижения рыночных услуг в сфере гостеприимства и гостиничном деле // Лизинг, 2021. № 3. — С. 4–11.

4. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б., Сехниев М. Е. Интернет-продвижение рыночных услуг в сфере туризма и рекреации // Лизинг, 2021. № 5. — С. 16–21.

5. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б., Сехниев М. Е. Система информации в сфере туризма // Лизинг, 2022. № 4. — С. 51–55.

6. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б., Сехниев М. Е. SMM-Реклама в интернет-проектах при продвижении гостиничного бизнеса // Лизинг, 2022. № 4. — С. 38–43.

7. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Сехниев М. Е. Смена концепции кафе «Сад» в торгово-развлекательном центре сити-парк «Град» // Лизинг, 2022. № 5. — С. 44–50.

8. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б., Сехниев М. Е. Экономические перспективы PR-коммуникаций в сфере туризма // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, 2022. — Т. 84. № 2 (92). — С. 298–304.

9. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Калядина И. С., Ковалева Е.Н., Сехниев М. Е. Маркетинговый анализ сегмента рынка при проведении мероприятий сервисной деятельности гостиницы «Графская» // Лизинг, 2022. № 5. — С. 18–24.

10. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Жемчужникова Н. В. Интернет-технологии в индустрии гостеприимства // Моделирование энергоинформационных процессов. Сборник статей X национальной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж, 2022. — С. 352–356.

11. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н. Интернет-продвижение услуг в сфере гостеприимства // Воронеж, 2022.

12. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н., Зацепилина Л. С., Сандберг А. Б., Сехниев М. Е. Реклама как инструмент продвижения продукта сферы гостеприимства // Лизинг, 2022. № 3. — С. 45–49.

13. Глаголева Л. Э., Зацепилина Н.П., Ковалева Е.Н. Методика подачи учебного материала для обучающихся по направлению «Туризм» // В сборнике: Современные технологии непрерывного обучения школа-вуз. материалы IX Всероссийской научно-методической конференции. под общ. ред. В.Н. Попова; Воронеж. гос. ун-т инж. технол., 2022. — С. 134–137.

1. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N. Internet-prodvizhenie saitov kak odin iz vidov deiatelnosti obuchaiushchikhsia po napravleniiu «Gostinichnoe delo» [Internet promotion of sites as one of the activities of students in Hospitality] // Problemy prepodavaniia matematiki, fiziki, khimii i informatiki v vuze i srednei shkole (PPMFKhI–VII) [Problems of Teaching Mathematics, Physics, Chemistry and Computer Science at the University and Secondary School (PPMFHI–VII)]. Materials of the VII regional scientific and methodological conference. — 2021. — P. 62–65. (In Russ.)

2. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N. Integrirovannyi podkhod v prepodavanii informatsionnykh tekhnologii obuchaiushchimsia po napravleniiu «Gostinichnoe delo» [An integrated approach in teaching information technology to students in Hospitality] // Problemy prepodavaniia matematiki, fiziki, khimii i informatiki v vuze i srednei shkole (PPMFKhI–VII) [Problems of Teaching Mathematics, Physics, Chemistry and Computer Science at the University and Secondary School (PPMFHI–VII)]. Materials of the VIII regional scientific and methodological conference, 2022. — P. 86–90. (In Russ.)

3. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B., Sekhniev M. E. Internet-marketing kak instrument prodvizheniia rynochnykh uslug v sfere gostepriimstva i gostinichnom dele [Internet marketing as a tool for promoting market services in the hospitality and hotel business] // Lizing [Leasing], 2021. No. 3. — P. 4–11. (In Russ.)

4. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B., Sekhniev M. E. Internet-prodvizhenie rynochnykh uslug v sfere turizma i rekreatsii [Internet promotion of market services in the field of tourism and recreation] // Lizing [Leasing], 2021. No. 5. — P. 16–21. (In Russ.)

5. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B., Sekhniev M. E. Sistema informatsii v sfere turizma [Information system in the field of tourism] // Lizing [Leasing], 2022. No. 4. — P. 51–55. (In Russ.)

6. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B., Sekhniev M. E. SMM-Reklama v internet-proektakh pri prodvizhenii gostinichnogo biznesa [SMM-Advertising in Internet projects for the promotion of the hotel business] // Lizing [Leasing], 2022. № 4. — P. 38–43. (In Russ.)

7. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Sekhniev M. E. Smena kontseptsii kafe «Sad» v torgovo-razvlekatelnom tsentre siti-park «Grad» [Changing the concept of the cafe «Sad» in the shopping and entertainment center city park «Grad»] // Lizing [Leasing], 2022. No. 5. — P. 44–50. (In Russ.)

8. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B., Sekhniev M. E. Ekonomicheskie perspektivy PR-kommunikatsii v sfere turizma [Economic prospects for PR-communications in the field of tourism] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii [Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2022. — Vol. 84. No. 2 (92). — P. 298–304. (In Russ.)

9. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kalyadina I. S., Kovaleva E.N., Sekhniev M. E. Marketingovyi analiz segmenta rynka pri provedenii meropriiatii servisnoi deiatelnosti gostinitsy «Grafskaia» [Marketing analysis of the market segment during the service activities of the Grafskaya Hotel] // Lizing [Leasing], 2022. No. 5. — P. 18–24. (In Russ.)

10. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zhemchuzhnikova N.V. Internet-tekhnologii v industrii gostepriimstva [Internet technologies in the hospitality industry] // In the collection: Modelirovanie energoinformatsionnykh protsessov [Modeling of Energy Information Processes]. Collection of articles of the X national scientific and practical conference with international participation. Voronezh, 2022. — P. 352–356. (In Russ.)

11. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N. Internet-prodvizhenie uslug v sfere gostepriimstva [Internet promotion of services in the field of hospitality] // Voronezh, 2022. (In Russ.)

12. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N., Zatsepilina L. S., Sandberg A. B., Sekhniev M. E. Reklama kak instrument prodvizheniia produkta sfery gostepriimstva [Advertising as a tool for promoting a product in the hospitality industry] // Lizing [Leasing], 2022. No. 3. — P. 45–49. (In Russ.)

13. Glagoleva L. E., Zatsepilina N. P., Kovaleva E.N. Metodika podachi uchebnogo materiala dlia obuchaiushchikhsia po napravleniiu «Turizm» [Methods of presenting educational material for students in Tourism] // In the collection: Sovremennye tekhnologii nepreryvnogo obucheniia shkola-vuz [Modern Technologies of Continuous Learning School-University]. Materials of the IX All-Russian Scientific and Methodological Conference. Ed.V. N. Popov; Voronezh State University of Engineering Technologies, 2022. — P. 134–137. (In Russ.)

Лизинг играет ключевую роль в функционировании различных предприятий, включая сферу туризма. В этой отрасли компании могут воспользоваться лизингом для аренды автомобилей (для личного пользования или перевозок), номеров гостиниц за границей, прав на использование новых разработок в области экономики, технологий и финансов, а также для аренды международных авиалиний и других ресурсов. Лизинг представляет собой инновационную форму инвестирования в туристический бизнес, позволяя расширять предприятие даже при ограниченном стартовом капитале. Как механизм финансовой аренды, лизинг становится одним из важнейших условий развития компаний в современных условиях.

Лизинг в туристических компаниях, как правило, охватывает разнообразные объекты, сохраняющие свои естественные свойства при использовании. Сюда входят предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и прочее движимое и недвижимое имущество, пригодное для предпринимательской деятельности (природные объекты, такие как земельные участки, не подлежат лизингу). Туристические и гостиничные компании могут воспользоваться лизингом для приобретения разнообразного оборудования (компьютеры, офисная техника, прачечное оборудование и т. д.) и транспортных средств (автобусы, легковые автомобили). Лизинг активно способствует внедрению инноваций, поскольку компании могут использовать передовое оборудование, не выделяя сразу большие суммы. Заказчик получает доступ к необходимому оборудованию, выплачивая за его использование частями в течение двух-пяти и более лет.

При использовании лизинга для приобретения активов туристическая компания избегает значительных единовременных финансовых затрат, что благоприятно сказывается на ее ликвидности. Высвобожденные средства, благодаря лизингу, могут быть направлены компанией на различные нужды, такие как расширение бизнеса, развитие производственной базы, региональное расширение, создание новых продуктов и услуг, что, в свою очередь, придает ей дополнительные конкурентные преимущества [1–4].

Лизинговый контракт обладает большей гибкостью по сравнению со ссудой. При выборе лизинга туристическая фирма осуществляет оплату лизинговых платежей на основе доходов от использования лизингового имущества. Это позволяет разработать с лизингодателем финансовую схему, соответствующую возможностям компании и особенностям эксплуатации арендованного имущества. Лизинговые платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными, равномерными, увеличивающимися или уменьшающимися.

После этого туристическая компания принимает решение о дальнейшей судьбе имущества: выкупить его, вернуть лизинговой компании по истечении срока договора или взять в лизинг новые активы. Путем правильной организации портфеля лизинговых контрактов компания может гибко управлять своим корпоративным автопарком, необходимой техникой или оборудованием, соответствуя уровню развития своего бизнеса.

Многие туристические компании разрабатывают долгосрочные финансовые планы, в ходе реализации которых ограничиваются в финансовых возможностях. Лизинг является эффективным инструментом для преодоления таких ограничений, обеспечивая большую гибкость в инвестиционном и финансовом планировании. При использовании лизинга вопросы приобретения и финансирования активов решаются одновременно. Если лизинговый контракт предусматривает опцию покупки, передача имущества происходит по остаточной стоимости, установленной при заключении контракта, по окончании срока его действия.

Лизинг как метод управления в гостиничной сфере начал развиваться с середины XX века. В некоторых случаях государственные отели передаются в аренду более опытным менеджерам для повышения эффективности управления. Также встречаются случаи лизинга в связи с экономическим расширением крупных гостиничных корпораций, что приводит к заключению договоров аренды для укрепления их конкурентных позиций [5–8].

Лизинг дает возможность арендатору вступить на гостиничный рынок и укрепить свои позиции, особенно компаниям с ограниченными финансовыми ресурсами. Основой арендных отношений служит договор, который определяет обязанности сторон и срок действия лизинга. Размер арендной платы за гостиничное предприятие зависит от процента предоставляемых услуг и может колебаться от 20 до 50 %.

Анализ управленческих форм в гостиничном бизнесе свидетельствует о росте популярности лизинга в периоды экономического спада. На сегодняшний день существуют модифицированные формы лизинга, включая новый тип аренды на гостиничном рынке США, который позволяет владельцам отелей получать прибыль без начальных капиталовложений. Арендатор управляет гостиницей, основываясь на валовом доходе от номеров, и за свою долю ответственности получает часть чистого дохода.

В условиях развития туристического бизнеса оборотные средства всегда в дефиците, поэтому лучшей альтернативы прямой покупке за счет собственных или кредитных средств, чем лизинг, нет. В отличие от банковского кредитования, лизинг позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование, спецтехнику, транспорт, недвижимость и прочие объекты, относящиеся к основным средствам. Лизингополучатель пользуется приобретенным по договору лизинга имуществом, и, согласно индивидуальному графику платежей, выкупает его по истечении договора лизинга по небольшой остаточной стоимости.

Таким образом, международный лизинг, являющийся одной из форм международного кредита, в последние годы стал неотъемлемой частью стабилизации и развития экономик многих стран. Каждое государство в мировой системе поощряет развитие международного лизинга с целью стимулирования экономического роста [9–13].

Анализ мирового опыта показывает постоянный рост количества лизинговых договоров. В период с 2005 по 2021 год отмечается устойчивый рост, за исключением 2008–2009 годов, когда произошел мировой финансовый кризис. В настоящее время происходят значительные изменения на мировом рынке лизинговых услуг. Северная Америка стала ведущим регионом, опережая Европу благодаря высоким темпам роста с 2009 года. Европейский рынок лизинга остается стабильным, с небольшими темпами роста, особенно в странах Балтии и России. Азия продолжает увеличивать объемы нового бизнеса, причем Китай занимает второе место в мировом рейтинге после США. Лизинговый бизнес в Латинской Америке остается менее перспективным, с отрицательным ростом в 16,0 % в 2009–2010 годах. Несмотря на увеличение объемов лизингового бизнеса, острые конкуренция и различия в национальном законодательстве и методах налогообложения создают трудности для развития международного лизинга. Предприниматели, стараясь этого избежать, придумывают различные интересные способы привлечения клиентов. Интересный факт: в Японии существует уникальная форма лизинга под названием Omotenashi Lease (гостеприимство в лизинге). Этот вид лизинга предоставляет туристическим компаниям возможность арендовать местные культурные и традиционные элементы для обогащения опыта посетителей. От традиционной одежды и предметов интерьера до японской чайной церемонии, Omotenashi Lease способствует углублению культурного взаимодействия и созданию неповторимого туристического опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг активно применяется в туристической сфере. Использование лизинга в хозяйственной практике как туристических компаний, так и объектов индустрии размещения, значительно расширяет возможности развития бизнеса, даже при ограниченном личном стартовом капитале. Рассмотрев важную роль международного лизинга в туристической индустрии, можно выявить его влияние на стабилизацию и развитие экономики в различных странах. Анализируя глобальные тренды и инновации, связанные с использованием лизинга в турбизнесе, нами были выявлены перспективы роста и вызовы, с которыми сталкиваются компании, показано, что международный лизинг не только способствует финансовой устойчивости туристических компаний, но также является ключевым инструментом для расширения и повышения эффективности бизнеса в условиях ограниченных ресурсов. Эти результаты подчеркивают важность лизинга в современной туристической сфере как стратегического инструмента для достижения успеха и конкурентных преимуществ.

Язык статьи:
Действия с выбранными: