Лизинг играет ключевую роль в функционировании различных предприятий, включая сферу туризма. В этой отрасли компании могут воспользоваться лизингом для аренды автомобилей (для личного пользования или перевозок), номеров гостиниц за границей, прав на использование новых разработок в области экономики, технологий и финансов, а также для аренды международных авиалиний и других ресурсов. Лизинг представляет собой инновационную форму инвестирования в туристический бизнес, позволяя расширять предприятие даже при ограниченном стартовом капитале. Как механизм финансовой аренды, лизинг становится одним из важнейших условий развития компаний в современных условиях.
Лизинг в туристических компаниях, как правило, охватывает разнообразные объекты, сохраняющие свои естественные свойства при использовании. Сюда входят предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и прочее движимое и недвижимое имущество, пригодное для предпринимательской деятельности (природные объекты, такие как земельные участки, не подлежат лизингу). Туристические и гостиничные компании могут воспользоваться лизингом для приобретения разнообразного оборудования (компьютеры, офисная техника, прачечное оборудование и т. д.) и транспортных средств (автобусы, легковые автомобили). Лизинг активно способствует внедрению инноваций, поскольку компании могут использовать передовое оборудование, не выделяя сразу большие суммы. Заказчик получает доступ к необходимому оборудованию, выплачивая за его использование частями в течение двух-пяти и более лет.
При использовании лизинга для приобретения активов туристическая компания избегает значительных единовременных финансовых затрат, что благоприятно сказывается на ее ликвидности. Высвобожденные средства, благодаря лизингу, могут быть направлены компанией на различные нужды, такие как расширение бизнеса, развитие производственной базы, региональное расширение, создание новых продуктов и услуг, что, в свою очередь, придает ей дополнительные конкурентные преимущества [1–4].
Лизинговый контракт обладает большей гибкостью по сравнению со ссудой. При выборе лизинга туристическая фирма осуществляет оплату лизинговых платежей на основе доходов от использования лизингового имущества. Это позволяет разработать с лизингодателем финансовую схему, соответствующую возможностям компании и особенностям эксплуатации арендованного имущества. Лизинговые платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными, равномерными, увеличивающимися или уменьшающимися.
После этого туристическая компания принимает решение о дальнейшей судьбе имущества: выкупить его, вернуть лизинговой компании по истечении срока договора или взять в лизинг новые активы. Путем правильной организации портфеля лизинговых контрактов компания может гибко управлять своим корпоративным автопарком, необходимой техникой или оборудованием, соответствуя уровню развития своего бизнеса.
Многие туристические компании разрабатывают долгосрочные финансовые планы, в ходе реализации которых ограничиваются в финансовых возможностях. Лизинг является эффективным инструментом для преодоления таких ограничений, обеспечивая большую гибкость в инвестиционном и финансовом планировании. При использовании лизинга вопросы приобретения и финансирования активов решаются одновременно. Если лизинговый контракт предусматривает опцию покупки, передача имущества происходит по остаточной стоимости, установленной при заключении контракта, по окончании срока его действия.
Лизинг как метод управления в гостиничной сфере начал развиваться с середины XX века. В некоторых случаях государственные отели передаются в аренду более опытным менеджерам для повышения эффективности управления. Также встречаются случаи лизинга в связи с экономическим расширением крупных гостиничных корпораций, что приводит к заключению договоров аренды для укрепления их конкурентных позиций [5–8].
Лизинг дает возможность арендатору вступить на гостиничный рынок и укрепить свои позиции, особенно компаниям с ограниченными финансовыми ресурсами. Основой арендных отношений служит договор, который определяет обязанности сторон и срок действия лизинга. Размер арендной платы за гостиничное предприятие зависит от процента предоставляемых услуг и может колебаться от 20 до 50 %.
Анализ управленческих форм в гостиничном бизнесе свидетельствует о росте популярности лизинга в периоды экономического спада. На сегодняшний день существуют модифицированные формы лизинга, включая новый тип аренды на гостиничном рынке США, который позволяет владельцам отелей получать прибыль без начальных капиталовложений. Арендатор управляет гостиницей, основываясь на валовом доходе от номеров, и за свою долю ответственности получает часть чистого дохода.
В условиях развития туристического бизнеса оборотные средства всегда в дефиците, поэтому лучшей альтернативы прямой покупке за счет собственных или кредитных средств, чем лизинг, нет. В отличие от банковского кредитования, лизинг позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование, спецтехнику, транспорт, недвижимость и прочие объекты, относящиеся к основным средствам. Лизингополучатель пользуется приобретенным по договору лизинга имуществом, и, согласно индивидуальному графику платежей, выкупает его по истечении договора лизинга по небольшой остаточной стоимости.
Таким образом, международный лизинг, являющийся одной из форм международного кредита, в последние годы стал неотъемлемой частью стабилизации и развития экономик многих стран. Каждое государство в мировой системе поощряет развитие международного лизинга с целью стимулирования экономического роста [9–13].
Анализ мирового опыта показывает постоянный рост количества лизинговых договоров. В период с 2005 по 2021 год отмечается устойчивый рост, за исключением 2008–2009 годов, когда произошел мировой финансовый кризис. В настоящее время происходят значительные изменения на мировом рынке лизинговых услуг. Северная Америка стала ведущим регионом, опережая Европу благодаря высоким темпам роста с 2009 года. Европейский рынок лизинга остается стабильным, с небольшими темпами роста, особенно в странах Балтии и России. Азия продолжает увеличивать объемы нового бизнеса, причем Китай занимает второе место в мировом рейтинге после США. Лизинговый бизнес в Латинской Америке остается менее перспективным, с отрицательным ростом в 16,0 % в 2009–2010 годах. Несмотря на увеличение объемов лизингового бизнеса, острые конкуренция и различия в национальном законодательстве и методах налогообложения создают трудности для развития международного лизинга. Предприниматели, стараясь этого избежать, придумывают различные интересные способы привлечения клиентов. Интересный факт: в Японии существует уникальная форма лизинга под названием Omotenashi Lease (гостеприимство в лизинге). Этот вид лизинга предоставляет туристическим компаниям возможность арендовать местные культурные и традиционные элементы для обогащения опыта посетителей. От традиционной одежды и предметов интерьера до японской чайной церемонии, Omotenashi Lease способствует углублению культурного взаимодействия и созданию неповторимого туристического опыта.
Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг активно применяется в туристической сфере. Использование лизинга в хозяйственной практике как туристических компаний, так и объектов индустрии размещения, значительно расширяет возможности развития бизнеса, даже при ограниченном личном стартовом капитале. Рассмотрев важную роль международного лизинга в туристической индустрии, можно выявить его влияние на стабилизацию и развитие экономики в различных странах. Анализируя глобальные тренды и инновации, связанные с использованием лизинга в турбизнесе, нами были выявлены перспективы роста и вызовы, с которыми сталкиваются компании, показано, что международный лизинг не только способствует финансовой устойчивости туристических компаний, но также является ключевым инструментом для расширения и повышения эффективности бизнеса в условиях ограниченных ресурсов. Эти результаты подчеркивают важность лизинга в современной туристической сфере как стратегического инструмента для достижения успеха и конкурентных преимуществ.