Туберкулез, как и любая хроническая инфекция, значительно изменяет функционирование эндокринных желез. В большинстве случаев эндокринные нарушения при туберкулезе не имеют ярких клинических черт, и только в редких наблюдениях появляются симптомы эндокринной недостаточности.
Поражение желез внутренней секреции при туберкулезе осуществляется вторично, преимущественно гематогенным путем. Лишь единичные наблюдения свидетельствуют о контактном распространении инфекции, например, на гипофиз при туберкулезном менингите. До начала применения комплексной химиотерапии масштаб эндокринных поражений при туберкулезе оставался достаточно высоким, но за последние 50 лет частота случаев туберкулеза эндокринных органов значительно снизилась. В настоящее время он регистрируется в единичных наблюдениях, преимущественно в странах, эндемичных по туберкулезу [1, 2].
Существует мнение о более высоком распространении туберкулеза поджелудочной железы, надпочечников и щитовидной железы за счет не диагностированных случаев. Действительно, установить туберкулезную этиологию поражения этих органов достаточно сложно. Как правило, лучевые методы диагностики не дают ответа на вопрос о природе заболевания, а использование методов хирургической биопсии не всегда представляется возможным. В таких ситуациях необходимо иметь высокую настороженность относительно туберкулезной этиологии выявленного эндокринного заболевания, особенно у лиц, перенесших ранее туберкулез, контактных по туберкулезу, и у пациентов с различными видами иммуносупрессии.
Кроме того, эндокринные и метаболические нарушения не всегда отражают прямое инфицирование желез внутренней секреции, а могут быть результатом физиологического ответа на размножение и жизнедеятельность МБТ или быть следствием комплексной терапии туберкулеза (лекарственно индуцированные реакции). Эндокринные заболевания могут также являться предрасполагающими факторами к развитию активного туберкулеза, особенно в случаях сахарного диабета, аутоиммунной надпочечниковой недостаточности и гипотиреоза.