В свете внедрения информационных и цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности человека уже на этапе обучения в вузе становится необходимым не только ознакомление с ними, но и освоение с целью дальнейшего использования. 2020 г. спровоцировал рост количества применяемых цифровых инструментов для решения профессиональных, образовательных задач, связанных с осуществлением коммуникативного процесса, социального взаимодействия.
Строительство — стремительно развивающаяся отрасль, которая с 2018 г. по Поручению Президента РФ Председателю правительства от 19.07.2018 № ПР-1235 «О первоочередных задачах по модернизации строительной отрасли и повышению качества строительства» внедряет BIM-технологии [1], что стало обязательным маневром на пути перехода отрасли на цифровую экономику [4]. Конкурентоспособность выпускника отныне определяется и его способностью решать профессиональные задачи в условиях цифровой среды.
BIM — единая информационная модель здания, сооружения, квартала и т.д., содержащая всю необходимую информацию, существующая на всех жизненных циклах объекта — от сбора данных перед проектированием до сноса, вокруг которой объединяются различные социальные группы, прежде всего делимые по профессиональному критерию (например, проектировщики, экономисты, специалисты по информационным технологиям) [2]. До внедрения BIM-технологий в строительство множество профессиональных групп или взаимодействовали опосредованно, или вовсе не общались. Строительный производственный процесс отличался линейностью, где каждая профессиональная группа выполняла только свое узкопрофессиональное задание. Теперь представителям различных профессиональных групп приходится учиться работать в едином рабочем пространстве, «здесь и сейчас», ведь информационная модель одна, она прозрачна. Изменения отражаются на всей модели и видны всем, кто в доступе. Остается совсем мало возможностей для утаивания незаконных решений, необходимо находить общий язык, договариваться. Для будущих строителей ознакомление с BIM-технологиями как условием реализации профессиональных задач своевременно и актуально [7].