По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.016 DOI:10.33920/str-01-2202-09

Цифровые технологии в подготовке строителей: социальное взаимодействие в отрасли

Е. В. Романова канд. пед. наук, доцент, Московский государственный строительный университет, E-mail: romanova_e_v@mail.ru
Т. Н. Магера канд. пед. наук, доцент, Московский государственный строительный университет, E-mail: mageratatiana@mail.ru

Реализация программы «Цифровая экономика» и внедрение в строительство BIM-технологий требуют от выпускников строительных вузов овладения профессиональными и универсальными компетенциями на новом цифровом уровне. Целью данной статьи является раскрытие понимания некоторых универсальных компетенций выпускника строительного вуза в свете развития информационно-коммуникационных технологий, а также способов формирования этих компетенций на примере изучения дисциплины «Социальное взаимодействие в отрасли (строительстве)». Перечислены цифровые технологии, позволяющие сформировать навыки командной работы и эффективного взаимодействия в ситуации онлайн-общения, а также способы самоорганизации. Описано конкретное задание (кейс), позволяющее комплексно достигать поставленных целей.

Литература:

1. Библиотека нормативной документации [Электронный ресурс]. — URL: https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293736/4293736149.htm (дата обращения: 11.01.2022)

2. Гусакова, Е. А., Романова, Е. В. Управление проектом развития недвижимости: модели взаимодействия участников // Недвижимость, экономика, управление. — 2018. — № 4. — С. 24–28.

3. Доклад ЦСР Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения. — М.: Центр стратегических разработок, 2018.

4. Магера, Т. Н. Эмоциональный компонент межгрупповой адаптации в поликультурной организации как фактор управления персоналом строительной компании: дис. … канд. психол. наук. — Мытищи, 2018.

5. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. По данным официального сайта Росстата [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 15.11.2021).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Утв. пр. Минобрнауки России от 31 мая 2017 г. № 481. [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/080301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

7. Magera, T. N. Socio-psychological aspects of the introduction of information modeling technologies in construction // E3S Web Conf. ТРАСЕЕ. 2019, Vol. 135, рр.04038. DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913504038.

1. Library of the regulating documentation. Available at: https://files.stroyinf.ru/ Index2/1/4293736/4293736149.htm (accessed: 11.01.2022).

2. Gusakova, E. A., Romanova, E. V. Project management of development of the real estate: models of interaction of participants. Real estate, economy, management. 2018, No. 4, pp. 24–28.

3. Report of TsSR Migration policy: diagnostics, challenges, offers. Moscow: Centre for Strategic research, 2018.

4. Magera, T. N. The emotional component of intergroup adaptation in the polycultural organization as a factor of personnel management of construction company: the thesis … the candidate of psychological sciences. Mytishchi, 2018.

5. Official statistics of Federal State Statistics Service. According to the official site of Rosstat. Available at: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (accessed: 15.11.2021).

6. Federal state educational standard of the higher education — a bachelor degree in the direction of preparation 08.03.01 Construction. Utv. Ministry of Education and Science of the Russian Federation Ave. of May 31, 2017 N 481. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/080301_B_3_15062021.pdf (accessed: 12.01.2022).

7. Magera, T. N. Socio-psychological aspects of the introduction of information modeling technologies in construction // E3S Web Conf. ТРАСЕЕ. Vol. 135, 04038. DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913504038. 2019.

В свете внедрения информационных и цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности человека уже на этапе обучения в вузе становится необходимым не только ознакомление с ними, но и освоение с целью дальнейшего использования. 2020 г. спровоцировал рост количества применяемых цифровых инструментов для решения профессиональных, образовательных задач, связанных с осуществлением коммуникативного процесса, социального взаимодействия.

Строительство — стремительно развивающаяся отрасль, которая с 2018 г. по Поручению Президента РФ Председателю правительства от 19.07.2018 № ПР-1235 «О первоочередных задачах по модернизации строительной отрасли и повышению качества строительства» внедряет BIM-технологии [1], что стало обязательным маневром на пути перехода отрасли на цифровую экономику [4]. Конкурентоспособность выпускника отныне определяется и его способностью решать профессиональные задачи в условиях цифровой среды.

BIM — единая информационная модель здания, сооружения, квартала и т.д., содержащая всю необходимую информацию, существующая на всех жизненных циклах объекта — от сбора данных перед проектированием до сноса, вокруг которой объединяются различные социальные группы, прежде всего делимые по профессиональному критерию (например, проектировщики, экономисты, специалисты по информационным технологиям) [2]. До внедрения BIM-технологий в строительство множество профессиональных групп или взаимодействовали опосредованно, или вовсе не общались. Строительный производственный процесс отличался линейностью, где каждая профессиональная группа выполняла только свое узкопрофессиональное задание. Теперь представителям различных профессиональных групп приходится учиться работать в едином рабочем пространстве, «здесь и сейчас», ведь информационная модель одна, она прозрачна. Изменения отражаются на всей модели и видны всем, кто в доступе. Остается совсем мало возможностей для утаивания незаконных решений, необходимо находить общий язык, договариваться. Для будущих строителей ознакомление с BIM-технологиями как условием реализации профессиональных задач своевременно и актуально [7].

Для Цитирования:
Е. В. Романова, Т. Н. Магера, Цифровые технологии в подготовке строителей: социальное взаимодействие в отрасли. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: