Попытка взглянуть на современный бизнес с целью научного анализа приводит нас к выводу о том, что многое, чему нас учили в школе и институте в части экономики в реальности, выглядит иначе и часто не работает.
Нас учили тому, что конкуренция – драйвер развития. Рассматривая историю войн, невольно приходим к выводу о том, что конкурентная борьба за энергоносители, сырье, территории, порождающая изменения в политических доктринах государств, часто приводит к вооруженным конфликтам, мы убеждаемся лишь в одном: опустошительные войны во многом являются порождением конкурентной борьбы.
Нас учили тому, что в конкурентной борьбе побеждает сильнейший по факторам и организации производства, тот, у кого больше конкурентных преимуществ. Однако и это утверждение не абсолютно, с учетом необузданной коррупции и других «неэкономических инструментов».
Нас учили тому, что государство – плохой управленец. Наблюдая за разворачивающимися торговыми войнами с таможенными пошлинами, вводимыми квотами и «санкционной лихорадкой», и фактам проявления «мобилизационной экономики» вплоть до объявления военного положения в КНР, нельзя не прийти к выводу о том, что протекционизм в государственной политике стал чуть ли ни главным условием работы компаний на глобальных рынках.
Современная экономическая мысль пока не дает четких определений феноменов крушения либеральных ценностей, изменений в тенденциях глобализации в условиях постиндустриальной экономики. Госрегулирование экономических процессов становится нормой хозяйственной деятельности.
В современном мире еще полностью неосознанными и неизученными являются вопросы внедрения во все сферы экономической деятельности и общественной жизни цифровых технологий.
Эти замечания не могут не привести нас к закономерным вопросам:
1. Что является движителем и побудительными причинами развития реального сектора экономики сейчас во втором десятилетии XXI века.
2. Каковы они лидеры современного бизнеса? Как они стали этими лидерами?