По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.1 DOI:10.33920/vne-04-2011-06

Цифровые риски как драйверы развития современной науки и образования

Наталия Александровна Казакова профессор, д-р экон. наук, профессор базовой кафедры финансовой и экономической безопасности, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36, корп. 3, e-mail: kazakova.na@rea.ru, orcid: 0000-0003-1499-3448

Международная стратегия развития конкурентных преимуществ на основе цифровизации не только стала мощнейшим драйвером социально-экономических и технологических сфер, включая науку и образование, но и создала новые, цифровые риски, требующие их идентификации, оценки и механизмов противодействия. Проведенное исследование направлено на оценку тенденций цифровизации российской экономики в сравнении с мировыми трендами, выявление цифровых рисков и направлений развития экономического образования и науки. Анализ показал, что наибольший уровень цифровизации наблюдается в государственном и финансовом секторах, отмечается также в некоторых отраслях промышленности, что связано с роботизацией и внедрением интегрированных платформ. Цифровая среда развивает методы учета, анализа, диагностики и контроля, меняя приоритеты и вектор оценки эффективности бизнеса, прежде всего, у компаний, связанных с созданием баз данных, информационных ресурсов, компьютерного программного обеспечения, обработкой информации, ключевым капиталом которых является интеллектуальный (цифровой, человеческий, репутационный). На сегодняшний день методики бизнес-анализа компаний ИТ-сектора экономической наукой практически не разработаны, и официально признанные пока отсутствуют. Однозначно, что информационная база для такого анализа должна быть значительно шире традиционно используемой, включая аналитику больших данных. В то же время следует обратить внимание на то, что проведенный анализ прозрачности деятельности компаний ИТ-сектора указывает на их информационную закрытость. Таким образом, в статье рассмотрены цифровые риски, обусловленные ростом цифровых транзакций в экономических операциях, увеличением доли цифровых активов и интеллектуального капитала, сменой ключевых индикаторов оценки эффективности компаний цифровой экономики, а также трансформацией экономических профессий и возросшими требованиями работодателей к профессиональным компетенциям персонала. В этом аспекте выявлены точки потенциальной востребованности информационно-аналитических компетенций и профессиональных ценностей, которые служат навигатором процессов развития современного экономического образования и науки.

Литература:

1. Казакова Н. А. Влияние цифровой экономики на образование и профессиональное развитие специалистов финансового рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. — Т. 15. — № 8. — С. 1394–1405.

2. Цифровая экономика России // РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/07/2017/595cbefa9a7947374ff 375d4.

3. Официальный сайт Национального исследовательского института «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hse.ru.

4. Информация по мониторингу цифровой экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apec-center.ru/wp-content/uploads/2018/02/Monitoring_5_RFTA_ APEC_OECD.pdf.

5. Россия: от цифровизации к цифровой экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/issledovanie_ tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf.

6. Казакова Н. А., Романова Н. В. Влияние цифровой экономики на развитие и конкурентоспособность российского финансового сектора // Финансовый менеджмент. — 2019. — № 1. — С. 86–94.

7. Азнабаева Г. Р., Баженов О. В. Современное экономическое состояние российского рынка информационных технологий // Дискуссия. — 2018. — № 4 (89) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ekonomicheskoe-sostoyanie-rossiyskogo-rynka-informatsionnyh-tehnologiy.

8. Аптекман A., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность // Digital McKinsey. — 2017.

9. Когденко В. Г. Исследование рисков компаний в рамках стейкхолдерского подхода к анализу // Экономический анализ: теория и практика. — 2018. — Т. 17. — № 6 (477). — С. 1051–1072.

10. Казакова Н. А., Бровкина Н. Д. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите // Аудитор. — 2020. — Т. 6. — № 8. — С. 20–24.

11. Казакова Н. А. Новый квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора как развитие национальной системы профессиональной квалификации в сфере аудита в Российской Федерации // Аудитор. — 2020. — Т. 6. — № 7. — С. 65–66.

12. Казакова Н. А. Развитие компетентностного подхода к подготовке кадров в системе высшего экономического образования: опыт российского экономического университета им. Г. В. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5. — С. 234.

13. Казакова Н. А. Бизнес-аналитика как мировой тренд на рынке труда в условиях глобализации экономических рисков // Международная экономика. — 2015. — № 7. — С. 72–77.

14. Мельник М. В. Условия успешного использования профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — № 3. — С. 55–64.

15. Казакова Н. А. Тренды образования аудиторов в цифровой экономике // Аудитор. — 2019. — Т. 5. — № 9. — С. 10–16.

16. Рейтинги профессий // Абитуриент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edunews.ru/magazine/.

17. Казакова Н. А. Совершенствование информационно-аналитических компетенций и профессиональных ценностей аудиторов в современной экономике // Аудит. — 2020. — № 2. — С. 13–16.

18. Отчет EY по заказу РБК «Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий» // РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/.

1. Kazakova N. A. Vliianie tsifrovoi ekonomiki na obrazovanie i professional’noe razvitie spetsialistov finansovogo rynka [The impact of the digital economy on education and professional development of financial market specialists]. Natsional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. [National interests: priorities and security]. 2019. T. 15. No. 8. P. 1394–1405.

2. The digital economy of Russia. RBC website. Available at: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/05/07/2017/595cbefa9a7947374ff 375d4.

3. Official site of the National Research Institute "Higher School of Economics". Available at: https://hse.ru.

4. Information on monitoring the digital economy. Available at: http://apec-center.ru/wpcontent/uploads/2018/02/Monitoring_5_RFTA_APEC_OECD.pdf.

5. Russia: from digitalization to digital economy. Available at: http://stolypin.institute/wpcontent/uploads/2018/09/issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf.

6. Kazakova N. A., Romanova N. V. Vliianie tsifrovoi ekonomiki na razvitie i konkurentosposobnost’ rossiiskogo finansovogo sektora [Influence of the digital economy on the development and competitiveness of the Russian financial sector]. Finansovyi menedzhment. [Financial management]. 2019. No. 1. P. 86–94.

7. Aznabaeva G. R., Bazhenov O. V. Sovremennoe ekonomicheskoe sostoianie rossiiskogo rynka informatsionnykh tekhnologii [The current economic state of the Russian information technology market]. Diskussiia [Discussion]. 2018. No. 4 (89). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ekonomicheskoe-sostoyanie-rossiyskogo-rynka-informatsionnyh-tehnologiy.

8. Aptekman A., Kalabin V., Klintsov V., Kuznetsova E., Kulagin V., Yasenovets I. Digital Russia: new reality.Yasenovets. Digital McKinsey, July 2017.

9. Kogdenko V. G. Issledovanie riskov kompanii v ramkakh steikkholderskogo podkhoda k analizu. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika. [Research of company risks within the framework of the stakeholder approach to analysis. Economic analysis: theory and practice]. 2018. Vol. 17. No. 6 (477). P. 1051–1072.

10. Kazakova N. A., Brovkina N. D. Otsenka kompetentsii i professional’nykh navykov auditora v tsifrovoi srede: naibolee znachimye aspekty ispol’zovaniia informatsionnykh tekhnologii v audite [Assessment of the competencies and professional skills of an auditor in a digital environment: the most significant aspects of the use of information technology in audit]. Auditor [Auditor]. 2020. Vol. 6. No. 8. P. 20–24.

11. Kazakova N. A. Novyi kvalifikatsionnyi ekzamen na poluchenie kvalifi katsionnogo attestata auditora kak razvitie natsional’noi sistemy professional’noi kvalifi katsii v sfere audita v Rossiiskoi Federatsii. [A new qualifi cation exam for obtaining an auditor’s qualifi cation certifi cate as a development of the national system of professional qualifi cations in the fi eld of audit in the Russian Federation]. Auditor [Auditor]. 2020. Vol. 6. No. 7. P. 65–66.

12. Kazakova N. A. Razvitie kompetentnostnogo podkhoda k podgotovke kadrov v sisteme vysshego ekonomicheskogo obrazovaniia: opyt rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. [Development of a competence-based approach to training in the system of higher economic education: the experience of the Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. — 2016. — No. 5. — P. 234.

13. Kazakova N. A. Biznes-analitika kak mirovoi trend na rynke truda v usloviiakh globalizatsii ekonomicheskikh riskov. [Business analytics as a global trend in the labor market in the context of globalization of economic risks]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. 2015. No. 7. P. 7–77.

14. Melnik M. V. Usloviia uspeshnogo ispol’zovaniia professional’nykh standartov. Uchet. Analiz. Audit. [Conditions for the successful use of professional standards. Accounting. Analysis. Audit]. 2016. No. 3. P. 55–64.

15. Kazakova N. A. Trendy obrazovaniia auditorov v tsifrovoi ekonomike [Trends in the education of auditors in the digital economy]. Auditor [Auditor]. 2019. Vol. 5. No. 9. P. 10–16.

16. Rankings of professions. Enrollee. Available at: http://edunews.ru/magazine/.

17. Kazakova N. A. Sovershenstvovanie informatsionno-analiticheskikh kompetentsii i professional’nykh tsennostei auditorov v sovremennoi ekonomike [Improvement of information and analytical competences and professional values of auditors in the modern economy]. Audit [Audit]. 2020. No. 2. P. 13–16.

18. EY report commissioned by RBC "Scenarios of innovative development and globalization of the Russian information technology industry". RBC website. Available at: https://www.rbc.ru/.

Масштабное развитие цифровой экономики обусловлено глобальными макроэкономическими предпосылками, связанными с мировой конкуренцией за рынки, технологии, потребителя. Нормативно-правовой, финансовой и концептуальной базой активизации цифровых процессов послужили программа, а затем национальный проект «Цифровая экономика», направленный на прорывное развитие цифровой экономики в интересах повышения конкурентоспособности и национальной безопасности России. Ключевая цель реализации проекта для России — войти в группу лидирующих экономик мира за счет цифровых преобразований всех секторов экономики, а также развития самостоятельной, конкурентоспособной цифровой индустрии. К 2025 г. за счет цифровизации российское правительство планирует получить прирост ВВП от 19 до 34 %, а долю цифровой экономики увеличить до 8–10 % ВВП [1].

Сегодня цифровым технологиям посвящены многочисленные исследования, в которых цифровая экономика представлена как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2–9]. Большое внимание во всем мире уделяется изучению тенденций сектора информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-сектора) различных стран мира, в который традиционно входят производство и торговля ИТ-оборудованием, сервисы и услуги, разработка программного обеспечения и цифровых товаров, телекоммуникации.

Аналитики строят рейтинги стран на основе показателей, отражающих уровень развития ИКТ-сектора мировых экономик. Так, согласно исследованию Всемирного банка, Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония [3].

Для Цитирования:
Наталия Александровна Казакова, Цифровые риски как драйверы развития современной науки и образования. Международная экономика. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: