По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 14.04.03 615.1 DOI:10.33920/med-13-2303-05

Цифровые решения в фармацевтическом маркетинге для борьбы с пандемией COVID-19

Кошечкин Константин Александрович доктор фармацевтических наук, профессор кафедры информационных технологий, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: koshechkin_k_a@staff.sechenov.ru, https://orcid.org/X0000-0001-7309-2215
Маринич И. И. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицинской приматологии», г. Сочи
Лебедь Ольга Леонидовна кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования (СМЭЗиМС), ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, +7 916 692 4423, e-mail: lebed_o_l@staff.sechenov.ru, https://orcid.org/0000-0002-0218-462X

Пандемия коронавируса COVID-19 оказала большое влияние на многие сферы жизни людей. Перед государствами встали задачи остановки распространения вируса, лечение уже заболевших, информирование населения, создание вакцин и многое другое. Но помимо охраны здоровья граждан, требовалась поддержка производства и бизнеса. Общемировое распространение коронавируса отразилось как на промышленной и финансовой сфере отдельных стран, так и на всей глобальной экономике. Были нарушены логистические цепи поставки различных готовых товаров и компонентов, в том числе фармацевтических. При этом повысился спрос на лекарственные препараты и другие товары фармацевтического рынка, возросло производство препаратов и вакцин. Рынок нуждался в новых инструментах маркетинга: в создании, продвижении и предоставлении фармацевтических и медицинских продуктов. Образовавшиеся проблемы требовали оперативных и современных решений. В качестве новых методов в условиях изоляции и уменьшения личных контактов больше всего использовались цифровые решения. Пандемия значительно ускорила изменение подхода в маркетинге и способствовала быстрой трансформации его процессов, цифровой трансформации как в сфере управления рынком фармацевтических услуг, так и в сфере оказания медицинской помощи.

Литература:

1. Di Gennaro F. [и др.]. Coronavirus Diseases (COVID-19) Current Status and Future Perspectives: A Narrative Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; 8 (17): 2690.

2. CDC Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) — Symptoms. Centers for Disease Control and Prevention [Электронный ресурс]. URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/symptoms-testing/symptoms.html (дата обращения: 19.06.2022).

3. Давыдов Д. Как проконсультироваться с врачом онлайн. Тинькофф журнал [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/telemedicine-in-russia/ (дата обращения: 05.05.2022).

4. Полякова В. Минкомсвязь разработала правила отслеживания контактов больных COVID-19. РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_ and_media/06/07/2020/5f03617f9a79471d90b10afe (дата обращения: 01.05.2022).

5. Corinn C. COVID-19: Keep On Keeping Your Distance — HealthyChildren.org [Электронный ресурс]. URL: https://healthychildren.org/English/health-issues/ conditions/COVID-19/Pages/Social-Distancing-Why-Keeping-Your-Distance-Helps-Keep-Others-Safe.aspx (дата обращения: 19.06.2022)

6. Вирченко К. Самоизоляция принесла онлайн-аптекам новых клиентов. Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/06/ 25/833402-samoizolyatsiya-klientov (дата обращения: 20.04.2022).

7. Chiplunkar S., Gowda D., Shivakumar H. Adaptation of pharmaceutical marketing and drug promotion practices in times of pandemic COVID-19. International Journal of Health & Allied Sciences. 2020; 9 (5): 1–11.

8. Critchley G., Zaric G. The impact of pharmaceutical marketing on market access, treatment coverage, pricing, and social welfare. 2019: 1035–1051.

9. Ayati N., Saiyarsarai P., Nikfar S. Short and long term impacts of COVID-19 on the pharmaceutical sector. 2020: 799–805.

10. Rejikumar G., Asokan A., Kumar G. Pharmaceutical marketing: Directions for customer orientation. 2018: 3283–3289.

11. Reshetnikov A., Prisyazhnaya N., Steger F., Pavlov S. V., Vyatkina N. Features of social behavior and awareness of Moscow residents about the COVID-19 at the beginning of the pandemic. Social Sciences. 2023; 12: 25. URL: https://doi.org/10.3390/ socsci12010025

12. Radu A. [и др.]. Online instruments used in pharmaceutical marketing. 2017: 317–322.

13. Crick J., Crick D. Coopetition and COVID-19: Collaborative business-to-business marketing strategies in a pandemic crisis. 2020: 206–213.

14. Nairy D. H. Digital transformation in pharma industry post Covid. The Times of India [Электронный ресурс]. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/ voices/digital-transformation-in-pharma-industry-post-covid/ (дата обращения: 14.06.2022).

15. Хохлов Н. В России запущен сервис, позволяющий получить бесплатную консультацию у врачей не выходя из дома. Аргументы недели [Электронный ресурс]. URL: https://argumenti.ru/society/2020/04/660081 (дата обращения: 20.05.2022).

16. Google Google Trends. Google Trends [Электронный ресурс]. URL: https://trends. google.ru/trends/?geo=RU (дата обращения: 15.03.2022).

17. Reshetnikov A., Prisyazhnaya N., Steger F., Pavlov S. V., Vyatkina N. Features of social behavior and awareness of Moscow residents about the COVID-19 at the beginning of the pandemic. Social Sciences. 2023; 12: 25. URL: https://doi.org/10.3390/ socsci12010025

18. Zoom Video Communications Zoom Video Communications Reports Fourth Quarter and Fiscal Year 2021 Financial Results [Электронный ресурс]. URL: https://investors. zoom.us/news-releases/news-release-details/zoom-video-communications-reports-fourth-quarter-and-fiscal-0/ (дата обращения: 02.03.2022).

19. Роскачество, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора Лучшие приложения для телемедицинских консультаций, Рейтинг Роскачества [Электронный ресурс]. URL: https://rskrf.ru/ratings/tekhnologii/mobilnye-prilozheniya/ mp-quot-telemeditsinskie-konsultatsii-quot/ (дата обращения: 09.05.2022).

20. Dunbar A. How digitalisation can help pharma weather the COVID-19 storm // European Pharmaceutical Review [Электронный ресурс]. URL: https://www.europeanpharmaceuticalreview.com/article/126846/how-digitalisation-can-help-pharma-weather-the-covid-19-storm/ (дата обращения: 14.06.2022).

21. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Павлов С. В., Вяткина Н. Ю. Социальные настроения жителей города Москвы в период начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19): возможности медико-социологического анализа / Социология медицины. 2020; 1: 78–88. DOI http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-20 20-19-1-78-88

1. Di Gennaro F. [et al.]. Coronavirus Diseases (COVID-19) Current Status and Future Perspectives: A Narrative Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. № 8 (17). P. 2690.

2. CDC Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) — Symptoms // Centers for Disease Control and Prevention [Electronic resource]. Available at: https://www.cdc.gov/ coronavirus/2019-ncov/symptoms-testing/symptoms.html (accessed: 19.06.2022).

3. Davydov D. Kak prokonsultirovatsia s vrachom onlain [How to consult a doctor online] // Tinkoff journal [Electronic resource]. Available at: https://journal.tinkoff.ru/ telemedicine-in-russia/ (accessed: 05.05.2022). (In Russ.)

4. Poliakova V. Minkomsviaz razrabotala pravila otslezhivaniia kontaktov bolnykh COVID-19 [The Ministry of Telecom and Mass Communications has developed rules for tracing contacts of patients with COVID-19] // RBC [Electronic resource]. Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media/06/07/2020/5f03617f9a79471d90b10afe (accessed: 01.05.2022). (In Russ.)

5. Corinn C. COVID-19: Keep On Keeping Your Distance — HealthyChildren.org [Electronic resource]. Available at: https://healthychildren.org/English/health-issues/ conditions/COVID-19/Pages/Social-Distancing-Why-Keeping-Your-Distance-Helps-Keep-Others-Safe.aspx (accessed: 19.06.2022).

6. Virchenko K. Samoizoliatsiia prinesla onlain-aptekam novykh klientov [Self-isolation brought new customers to online pharmacies] // Vedomosti [Electronic resource]. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/06/25/833402-samoizolyatsiya-klientov (accessed: 20.04.2022). (In Russ.)

7. Chiplunkar S., Gowda D., Shivakumar H. Adaptation of pharmaceutical marketing and drug promotion practices in times of pandemic COVID-19. International Journal of Health & Allied Sciences. 2020;9 (5):1–11 2020. P. 1–11.

8. Critchley G., Zaric G. The impact of pharmaceutical marketing on market access, treatment coverage, pricing, and social welfare. 2019. P. 1035–1051.

9. Ayati N., Saiyarsarai P., Nikfar S. Short and long-term impacts of COVID-19 on the pharmaceutical sector. 2020. P. 799–805.

10. Rejikumar G., Asokan A., Kumar G. Pharmaceutical marketing: Directions for customer orientation. 2018. P. 3283–3289.

11. Reshetnikov A., Prisyazhnaya N., Steger F., Pavlov S. V., Vyatkina N. Features of social behavior and awareness of Moscow residents about the COVID-19 at the beginning of the pandemic // Social Sciences, 2023. 12, 25. https://doi.org/10.3390/socsci12010025

12. Radu A. [et al.]. Online instruments used in pharmaceutical marketing. 2017. P. 317– 322.

13. Crick J., Crick D. Coopetition and COVID- 19: Collaborative business-to-business marketing strategies in a pandemic crisis. 2020. P. 206–213.

14. Nairy D. H. Digital transformation in pharma industry post COVID // The Times of India [Electronic resource]. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/voices/digital-transformation-in-pharma-industry-post-covid/ (accessed: 14.06.2022).

15. Khokhlov N. Rossii zapushchen servis, pozvoliaiushchii poluchit besplatnuiu konsultatsiiu u vrachei ne vykhodia iz doma — Argumenty Nedeli [A service has been launched in Russia that allows you to get a free consultation from doctors without leaving your home — Arguments of the Week] // Argumenty Nedeli [Arguments of the Week] [Electronic resource]. Available at: https://argumenti.ru/society/2020/04/660081 (accessed: 20.05.2022). (In Russ.)

16. Google Trends // Google Trends [Electronic resource]. Available at: https://trends.google.ru/trends/?geo=RU (accessed: 15.03.2022).

17. Reshetnikov A., Prisyazhnaya N., Steger F., Pavlov S. V., Vyatkina N. Features of social behavior and awareness of Moscow residents about the COVID-19 at the beginning of the pandemic // Social Sciences, 2023. 12, 25. https://doi.org/10.3390/socsci12010025

18. Zoom Video Communications Reports Fourth Quarter and Fiscal Year 2021 Financial Results [Electronic resource]. Available at: https://investors.zoom.us/news-releases/ news-release-details/zoom-video-communications-reports-fourth-quarter-and-fiscal-0/ (accessed: 02.03.2022).

19. Roskachestvo, Federal State Budgetary Institution «National Institute of Quality» of Roszdravnadzor Luchshie prilozheniia dlia telemeditsinskikh konsultatsii, Reiting Roskachestva [Best applications for telemedicine consultations, Roskachestvo Rating] // Roskachestvo [Electronic resource]. Available at: https://rskrf.ru/ratings/ tekhnologii/mobilnye-prilozheniya/mp-quot-telemeditsinskie-konsultatsii-quot/ (accessed: 09.05.2022). (In Russ.)

20. Dunbar A. How digitalisation can help pharma weather the COVID-19 storm // European Pharmaceutical Review [Electronic resource]. Available at: https://www.europeanpharmaceuticalreview.com/article/126846/how-digitalisation-can-help-pharma-weather-the-covid-19-storm/ (accessed: 14.06.2022).

21. Reshetnikov A. V., Prisiazhnaia N. V., Pavlov S. V., Viatkina N. Iu. Sotsialnye nastroeniia zhitelei goroda Moskvy v period nachala pandemii novoi koronavirusnoi infektsii (COVID-19): vozmozhnosti mediko-sotsiologicheskogo analiza [Social moods of Moscow residents during the beginning of the pandemic of the novel coronavirus infection (COVID-19): the possibilities of medical and sociological analysis]. Sotsiologiia meditsiny [Sociology of Medicine]. — M.: Publishing house «MEDITSINA», 2020. No. 1. P. 78–88. DOI http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2020-19-1-78-88. (In Russ.)

Пандемия COVID-19 создала новые реалии, где государству и обществу для сохранения собственной и коллективной безопасности необходимо адаптироваться к образу жизни, в котором первое место занимают электронные технологии. Коронавирусная инфекция 2019 г., известная как COVID-19, является вирусом, который содержит рибонуклеиновую кислоту в качестве своего генетического материала. Свое название он получил из-за типичного короноподобного внешнего вида под электронным микроскопом, что вызвано присутствием гликопротеиновых шипов на его оболочке [1]. У людей, инфицированных COVID-19, проявляется широкий спектр симптомов, которые могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. Эти симптомы включают кашель, одышку, лихорадку, озноб, мышечную боль, боль в горле и потерю обоняния и/или вкуса. Другие пациенты с COVID-19 также сообщают о диарее, тошноте и рвоте. Однако некоторые люди переносят заболевание бессимптомно или не проявляют никаких симптомов [2, 3].

Поскольку COVID-19 распространяется от одного человека к другому, необходимо держаться подальше от окружающих или сокращать контакты. Эта привычка или практика называется социальным или физическим дистанцированием. Это побуждает людей оставаться в своих домах и избегать многолюдных и/или общественных мест. Кроме того, людям рекомендуется носить маску для лица и держаться на расстоянии не менее 1,5 метров от других, когда им приходится выходить из своих домов [4, 5]. Пандемия COVID-19 и необходимость социального дистанцирования повлияли на маркетинговые стратегии бизнеса, в том числе фармацевтических компаний. В ответ на пандемию COVID-19 и необходимость социального дистанцирования наблюдаются изменения и сдвиги в стратегиях фармацевтического маркетинга. Более того, фармацевтические компании ищут альтернативы для эффективного продолжения взаимодействия со своими клиентами, как существующими, так и потенциальными [6].

Концепция фармацевтического маркетинга была переосмыслена после наступления пандемии COVID-19. Фармацевтический маркетинг может пониматься как «бизнес по рекламе или иному содействию продаже фармацевтических препаратов или лекарств» [7, 8]. В последние годы наблюдается рост рынка фармацевтических маркетинговых усилий, что, в свою очередь, привело к значительному увеличению спроса на фармацевтическую продукцию. Это было выгодно для фармацевтических компаний.

Для Цитирования:
Кошечкин Константин Александрович, Маринич И. И., Лебедь Ольга Леонидовна, Цифровые решения в фармацевтическом маркетинге для борьбы с пандемией COVID-19. Фармацевтическое дело и технология лекарств. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: