Пандемия COVID-19 создала новые реалии, где государству и обществу для сохранения собственной и коллективной безопасности необходимо адаптироваться к образу жизни, в котором первое место занимают электронные технологии. Коронавирусная инфекция 2019 г., известная как COVID-19, является вирусом, который содержит рибонуклеиновую кислоту в качестве своего генетического материала. Свое название он получил из-за типичного короноподобного внешнего вида под электронным микроскопом, что вызвано присутствием гликопротеиновых шипов на его оболочке [1]. У людей, инфицированных COVID-19, проявляется широкий спектр симптомов, которые могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. Эти симптомы включают кашель, одышку, лихорадку, озноб, мышечную боль, боль в горле и потерю обоняния и/или вкуса. Другие пациенты с COVID-19 также сообщают о диарее, тошноте и рвоте. Однако некоторые люди переносят заболевание бессимптомно или не проявляют никаких симптомов [2, 3].
Поскольку COVID-19 распространяется от одного человека к другому, необходимо держаться подальше от окружающих или сокращать контакты. Эта привычка или практика называется социальным или физическим дистанцированием. Это побуждает людей оставаться в своих домах и избегать многолюдных и/или общественных мест. Кроме того, людям рекомендуется носить маску для лица и держаться на расстоянии не менее 1,5 метров от других, когда им приходится выходить из своих домов [4, 5]. Пандемия COVID-19 и необходимость социального дистанцирования повлияли на маркетинговые стратегии бизнеса, в том числе фармацевтических компаний. В ответ на пандемию COVID-19 и необходимость социального дистанцирования наблюдаются изменения и сдвиги в стратегиях фармацевтического маркетинга. Более того, фармацевтические компании ищут альтернативы для эффективного продолжения взаимодействия со своими клиентами, как существующими, так и потенциальными [6].
Концепция фармацевтического маркетинга была переосмыслена после наступления пандемии COVID-19. Фармацевтический маркетинг может пониматься как «бизнес по рекламе или иному содействию продаже фармацевтических препаратов или лекарств» [7, 8]. В последние годы наблюдается рост рынка фармацевтических маркетинговых усилий, что, в свою очередь, привело к значительному увеличению спроса на фармацевтическую продукцию. Это было выгодно для фармацевтических компаний.