Приглашаем к диалогу о переосмыслении экспозиционного потенциала эпистолярного наследия, хранящегося в музейных коллекциях. Создание иллюстративных и функциональных электронных архивов-каталогов, как функциональная часть и продолжение привычных форм выставки. Письма морского офицера, старшего сына Д.И. Менделеева и фотографии из альбомов, созданных В.Д. Менделеевым, подаренных Цесаревичу из Путешествия на Восток, представлены в он-лайн проекте «Другой Менделеев. Судьба Морского офицера», созданного совместно с ЦВММ, кафедрой дизайна СПбГУ и музеем-архивом Д.И. Менделеева.
Внимание к эпистолярному жанру в музейных коллекциях обусловлено в первую очередь стремлением изучать культуру не в отрыве от ее носителя-творца — автора писем — а сквозь призму индивидуального восприятия повседневной истории. В отличие от других видов источников — например, хроник, документов — в эпистолярном наследии авторы не стремятся зафиксировать фактические данные, а полагаются на память и доверие читателей — своих близких. В этом смысле письма предстают в статусе реального осуществления потенциала культуры. Являясь производным памяти, в исторической перспективе, они становятся материальным свидетельством негласных норм, ценностей, институций, которые структурируют жизнь людей данной эпохи, выступая основанием их взаимной идентификации и сопричастности качественно определенной культурной ситуации.
Осмысление опыта прошлого — необходимый шаг в построении настоящего и будущего, поскольку неполнота, утрата или намеренное умолчание в контексте исторической памяти влечет за собой разрушение идентичности — как личной, так и коллективной. Фрагментарность науки, сфокусированной исключительно на фактичности истории, рискует упустить рассказывание историй — естественную форму исторической и коллективной памяти на протяжении веков. Именно в рассказе — биографии, свидетельствах очевидцев, повести о личных приключениях — отражается тот, кто рассказывает историю — человек; личность, укорененная в современных ей формах культуры и историческом нарративе.