Как ПО с открытым исходным кодом влияет на консервативный рынок ЖКХ, что сейчас происходит в индустрии и как Open Source помогает управлять домами, рассказывает Дмитрий ЧИРКОВ, операционный директор Doma.ai.
Об эксперте: Дмитрий ЧИРКОВ — операционный директор Doma.ai, платформы по автоматизации процессов управления жилым фондом.
ЖКХ — консервативная индустрия, поэтому решения для автоматизации в ней приживаются небыстро. Тем не менее уже 80 % управляющих организаций используют по крайней мере один цифровой сервис, показывает недавнее исследование. Среди самых популярных инструментов — электронный документооборот, платформы для общения с жителями и платежные решения. В то же время населению нужны сервисы для онлайн-платежей за коммунальные услуги, связи с управляющей компанией (УК) и проведения собраний и онлайн-голосования.
На рынке цифровизации УК я вижу два главных направления
• больший интерес к цифровым методам в маркетинге и средствам для связи с владельцами недвижимости, включая сбор денег и поддержку клиентов;
• усиление автоматизации внутренних процессов в компаниях.
Это помогает лучше анализировать результаты, контролировать отток ресурсов и точнее прогнозировать доходы и расходы.
Конкретными результатами цифровизации становятся повышение скорости работы, экономическая эффективность УК, а также удобство и комфорт жителей. Это не только отражается на отдельных микроэкономических показателях, но и помогает активно расти бизнесу на рынке ЖКХ.
Важно понимать, что запросы УК сильно отличаются, поэтому они приходят к необходимости внедрения цифровых продуктов с разной мотивацией.
Управляющие организации можно разделить на несколько групп:
• Небольшие УК, ТСН и ТСЖ, под управлением которых находится от одного до 10 домов. По своим процессам они похожи на некоммерческие структуры. Они обычно возникают в ответ на запрос жителей или могут базироваться на энтузиазме одного активного собственника. Эти представители рынка чаще всего прибегают к автоматизации и цифровизации по инициативе владельцев недвижимости, чтобы повысить их комфорт и лояльность. А еще — чтобы эффективно управлять бюджетом и предоставлять собственникам прозрачную финансовую отчетность по каждому дому.