По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.12; 62–799

Цифровой индикатор оценки системы гидравлического управления КПП тракторов

Костомахин М.Н. канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Саяпин А.С. младший научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Петрищев Н. А. канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, Е-mail: gosniti14@mail. ru, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Макаркин И.М. ведущий специалист, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Пестряков Е.В. младший научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»

Эффективность использования энергонасыщенных тракторов в сельском хозяйстве зависит от оценки их технического состояния. Для диагностики двигателей применяются различные средства, однако для коробок передач (КП) таких решений нет, особенно для отечественной техники. Цель исследования — разработка цифрового индикатора для оценки технического состояния КП с гидравлическим управлением по времени переходного процесса. Проведен анализ нормативно-технической документации, методик диагностики и существующего оборудования. В качестве аналога выбран КИ-112383. Установлено, что метод переходных характеристик эффективен для диагностики быстроизменяющихся процессов. Эксперименты с использованием АЦП Е-14-140М на тракторе К-744Р подтвердили возможность оценки состояния КП по переходным характеристикам восстановления давления. Разработанный цифровой индикатор позволяет мониторить состояние КП, информировать оператора и минимизировать влияние человеческого фактора. Для эффективного управления техническим состоянием тракторов необходимо внедрение индикатора, который оценивает динамику переходного процесса без изменения конструкции.

Литература:

1. Черноиванов В.И. Цифровые технологии и электронные средства в системе технического обслуживания и ремонта автотракторной и комбайновой техники / В.И. Черноиванов, И.И. Габитов, А.В. Неговора // Труды ГОСНИТИ. — 2018. — Т. 130. — С. 74–81. EDN YVGMZD.

2. Приоритетные направления научно-технического развития отечественного тракторостроения / Ю.Ф. Лачуга, А.Ю. Измайлов, Я.П. Лобачевский и др. // Техника и оборудование для села. — 2021. — № 2 (284). — С. 2–7. DOI: 10.33267/2072‑9642‑2021‑2‑2‑7. EDN WGULNO.

3. Дунаев А.В. О разработке в ГОСНИТИ методов и средств управления надежностью сельскохозяйственной техники / А.В. Дунаев, М.Н. Костомахин // Технический сервис машин. — 2020. — № 1 (138). — С. 196–206. — DOI: 10.22314/2618‑8287‑2020‑58‑1‑196‑206. EDN QAWSBO

4. Мартынов Б. Г. Обоснование эффективной эксплуатации индивидуальных машин по результатам их технического состояния: автореф. дис. … д-ра техн. наук. — СПб., 2005. — 37 с. EDN NIHAJR.

5. Кучеренко В.П. Ремонт коробок передач тракторов «Кировец» / В.П. Кучеренко, Е.А. Цукров, А.И. Шейко // Техника в сельском хозяйстве. — 1986. — № 6. — С. 53.

6. Наземные тягово-транспортные системы / И.П. Есеневич, В.А. Гоберман, Л.А. Гоберман. Под. ред. И.П. Ксеневича. — М.: Машиностроение, 2003. — Т. 2. — 878 с.

7. РТМ 70.0001.246–84 Руководящий технический материал. Критерии предельного состояния тракторов и их составных частей. — М.: ГОСНИТИ, 1985. — 11 с. 8 Технические средства диагностирования: справочник / В.В. Клюев и др.; Под общ. ред. В.В. Клюева. — М.: Машиностроение, 1989. — 671 c.

9. Руководящий документ. Обеспечение стабильности качества капитального ремонта шасси трактора К-701. РД 10–05.0001.008. — М.: ГОСНИТИ, 1988. — 76 с.

10. Тракторы К-700А, К-701 Руководство по текущему ремонту РТ 70.0001.059–84. — М.: ГОСНИТИ, 1985. — 104 с.

11. Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 335 с. EDN SFOQHJ.

12. Методические рекомендации. Оценка остаточного ресурса составных частей гидроприводов сельскохозяйственных машин. МР 609‑06‑84. — Горький: 1985, ВНИИНМАШ, Горьковский филиал, — 108 с.

13. Опытные образцы оборудования для обслуживания и входного контроля агрегатов КПП тракторов / Е.М. Филиппова, А.А. Данков, Н.А. Петрищев и др. // Сельский механизатор. — 2016. — № 7. — С. 36–

37. EDN WFQVKZ.

14. Совершенствование системы контроля качества ремонта агрегатов КПП тракторов «Кировец» / Е.М. Филиппова, А.А. Данков, Н.А. Петрищев и др. // Сельский механизатор. — 2016. — № 6. — С. 34–

35. EDN WDGQXT.

15. Исследовать и обосновать предельные износы ведущих валов коробок передач тракторов К-700, К-701. Отчет Целинного филиала ГОСНИТИ. — Алексеевка: ГОСНИТИ, 1980. — 82 с.

16. Повышение уровня технического обслуживания энергонасыщенной техники / Ю.В. Катаев, М.Н. Костомахин, Н.А. Петрищев и др. // Техника и оборудование для села. — 2022. — № 9 (303). — С. 28–32. DOI: 10.33267/2072‑9642‑2022‑9‑28‑32. EDN WXTYOY.

17. Катаев Ю.В., Степанов М.В., Градов Е.А. Онлайн-мониторинг параметров технического состояния тракторов / Сельский механизатор. — 2021. — № 4. — С. 32–34. DOI: 10.47336/0131‑7393‑2021‑4‑32‑34.

Основной тенденцией в сельском хозяйстве РФ является рост числа энергонасыщенной техники для почвообрабатывающих работ, что позволяет увеличивать энерговооруженность и производительность труда, снижать количество машин в парке и потребность в механизаторах, а также дает возможность использовать современные технологии с широкой номенклатурой широкозахватных и комбинированных агрегатов, позволяющих повышать урожайность. В целях повышения коэффициента использования в течение года энергонасыщенные трактора также применяются как для транспортных, так и промышленных работ. Известно, что для эффективного использования техники при подготовке к сельскохозяйственным работам необходимо проводить контроль за параметрами технического состояния для обоснования необходимости проведения ремонтно-обслуживающих воздействий, что позволит минимизировать отказы и обеспечить выполнение работ в оптимальные агросроки [1–3].

Надежность тракторов К-701 и их модификаций во многом зависит от надежности трансмиссии, на долю которой приходится более 30 % отказов. При этом в случае 80 % отказов причиной является нарушение работоспособности КП. Большая часть отказов приходится на фрикционные диски — 40 %, гидравлическую систему управления — 15, опорные подшипники — 13 % [4, 5].

Одной из особенностей энергонасыщенных тракторов 3‑го и 5‑го тягового класса (К-701, Т-150К и их мод. производства ПТЗ, ХТЗ и др.), широко используемых в сельском хозяйстве, являются коробки передач (КП), имеющие систему управления гидроподжимными муфтами (ГПМ). Такие системы позволяют переключать передачи на ходу под нагрузкой, практически без разрыва мощности для выполнения энергоемких операций с высоким тяговым сопротивлением и низкой инерционностью. При этом продолжительность разрыва потока мощности (время переходного процесса при переключении передачи) не должна превышать 0,2–0,3 с [6].

Так как узлы и детали механической и гидравлической частей КП вышеназванных марок тракторов работают при относительно быстроизменяющихся процессах управления переключения передач (0,1–1,5 с) и не имеют электронно-логических устройств для управления пропорциональными электромагнитными клапанами, считаем целесообразным использование цифровых диагностических средств, позволяющих с применением метода контроля переходных процессов в системе управления оценивать общее технического состояние для обоснования проведения ремонтно-обслуживающих воздействий.

Для Цитирования:
Костомахин М.Н., Саяпин А.С., Петрищев Н. А., Макаркин И.М., Пестряков Е.В., Цифровой индикатор оценки системы гидравлического управления КПП тракторов. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: