Основной тенденцией в сельском хозяйстве РФ является рост числа энергонасыщенной техники для почвообрабатывающих работ, что позволяет увеличивать энерговооруженность и производительность труда, снижать количество машин в парке и потребность в механизаторах, а также дает возможность использовать современные технологии с широкой номенклатурой широкозахватных и комбинированных агрегатов, позволяющих повышать урожайность. В целях повышения коэффициента использования в течение года энергонасыщенные трактора также применяются как для транспортных, так и промышленных работ. Известно, что для эффективного использования техники при подготовке к сельскохозяйственным работам необходимо проводить контроль за параметрами технического состояния для обоснования необходимости проведения ремонтно-обслуживающих воздействий, что позволит минимизировать отказы и обеспечить выполнение работ в оптимальные агросроки [1–3].
Надежность тракторов К-701 и их модификаций во многом зависит от надежности трансмиссии, на долю которой приходится более 30 % отказов. При этом в случае 80 % отказов причиной является нарушение работоспособности КП. Большая часть отказов приходится на фрикционные диски — 40 %, гидравлическую систему управления — 15, опорные подшипники — 13 % [4, 5].
Одной из особенностей энергонасыщенных тракторов 3-го и 5-го тягового класса (К-701, Т-150К и их мод. производства ПТЗ, ХТЗ и др.), широко используемых в сельском хозяйстве, являются коробки передач (КП), имеющие систему управления гидроподжимными муфтами (ГПМ). Такие системы позволяют переключать передачи на ходу под нагрузкой, практически без разрыва мощности для выполнения энергоемких операций с высоким тяговым сопротивлением и низкой инерционностью. При этом продолжительность разрыва потока мощности (время переходного процесса при переключении передачи) не должна превышать 0,2–0,3 с [6].
Так как узлы и детали механической и гидравлической частей КП вышеназванных марок тракторов работают при относительно быстроизменяющихся процессах управления переключения передач (0,1–1,5 с) и не имеют электронно-логических устройств для управления пропорциональными электромагнитными клапанами, считаем целесообразным использование цифровых диагностических средств, позволяющих с применением метода контроля переходных процессов в системе управления оценивать общее технического состояние для обоснования проведения ремонтно-обслуживающих воздействий.