Сегодня Российская Федерация как государство и российское общество развиваются в сравнительно уникальных внешних и внутренних условиях по сравнению с предыдущими десятилетиями. В свое время Россия начиная с 1990-х гг. взяла ориентир на демократические преобразования внутри страны. Тогда политическая система молодого демократического государства претерпела серьезнейшие, фактически революционные, трансформации.
И следует отметить, что практически всегда эти преобразования, зачастую называемые модернизацией, осуществлялись с учетом роли и значения стремительно развивающихся информационных технологий.
При этом, справедливости ради, следует все же отметить, что Российская Федерация в плане использования информационных технологий для развития и упрочения демократических ценностей несколько отставала и до сих пор в отдельных случаях отстает от стран — лидеров информационно-технологического развития.
В Федеративной Республике Германия, в Великобритании, Канаде, Соединенных Штатах Америки и в ряде других западноевропейских стран уже начиная с 1998 г. полноценно реализуются правительственные проекты электронного взаимодействия государственных институтов с гражданами и организациями и накоплен соответствующий положительный опыт. Что же касается нашей страны, то аналогичный правительственный проект стартовал у нас только лишь в начале 2002 г. с утверждением федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002–2010», в котором, кстати говоря, весь первый 2002 г. предусматривал изучение положительного опыта других стран в вопросах применения информационных технологий в государственной сфере и улучшения на их основе взаимодействия государства и общества.
Таким образом, на всю систему государственного управления, на процессы ее совершенствования оказывали и оказывают влияние два самых значительных фактора — демократические преобразования и информационно-технологическая революция. Сегодня ей название — цифровая революция.
В этом и состоит уникальность ситуации развития России как государства и российского общества в последние почти четверть века.