По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Цифровой фактор в компетентности государственных гражданских служащих как фактор демократизации отношений власти и общества

Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики, Юго-Западный государственный университет

В настоящей статье представлен анализ действующего российского законодательства о государственной службе в части отражения в нем понятий компетентности и профессионализма государственных служащих. Сделан вывод о том, что российские законы и подзаконные нормативные правовые акты не содержат требований, предъявляемых к личности современного государственного служащего и, в частности, к его информационной компетентности. Отсюда — фактическое отсутствие внешних стимулов к совершенствованию личности государственного служащего в условиях демократического и информационного развития России.

Литература:

1. Постановление правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. infolaw.ru.

2. Распоряжение правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 22.12.2017).

3. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. — М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008. — С. 172.

4. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. — М.: Формула права, 2008. — С. 18–19.

5. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. — М.: Формула права, 2008. — С. 20.

6. Кадров П. Л. Кризис человеческого капитала в государственной службе США // Теория и практика управления: новые подходы. Выпуск второй — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004. — С. 62.

7. Теория и практика управления: новые подходы. Выпуск второй — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004. — С. 55.

8. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — № 7. — С. 33–42.

9. Харченко В. А., Соболь Д. В., Шамрай А. А., Шеховцов А. О. Анализ точек роста доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в Российской Федерации. Аналитический отчет. — М., 2016. — С. 11.

10. Юдина Т. Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. — 2016. — № 3. — С. 13.

11. http://www. minzdravsoc.ru

12. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/news/2017.05/news_0105.html (дата обращения: 22.12.2017).

13. В. Путин «О наших экономических задачах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/2012/01/30/putin-ekonomika.html.

14. Россия онлайн. Догнать нельзя отстать. The Boston Consulting Group, 2016 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/default.aspx (дата обращения: 22.12.2017).

Сегодня Российская Федерация как государство и российское общество развиваются в сравнительно уникальных внешних и внутренних условиях по сравнению с предыдущими десятилетиями. В свое время Россия начиная с 1990-х гг. взяла ориентир на демократические преобразования внутри страны. Тогда политическая система молодого демократического государства претерпела серьезнейшие, фактически революционные, трансформации.

И следует отметить, что практически всегда эти преобразования, зачастую называемые модернизацией, осуществлялись с учетом роли и значения стремительно развивающихся информационных технологий.

При этом, справедливости ради, следует все же отметить, что Российская Федерация в плане использования информационных технологий для развития и упрочения демократических ценностей несколько отставала и до сих пор в отдельных случаях отстает от стран — лидеров информационно-технологического развития.

В Федеративной Республике Германия, в Великобритании, Канаде, Соединенных Штатах Америки и в ряде других западноевропейских стран уже начиная с 1998 г. полноценно реализуются правительственные проекты электронного взаимодействия государственных институтов с гражданами и организациями и накоплен соответствующий положительный опыт. Что же касается нашей страны, то аналогичный правительственный проект стартовал у нас только лишь в начале 2002 г. с утверждением федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002–2010», в котором, кстати говоря, весь первый 2002 г. предусматривал изучение положительного опыта других стран в вопросах применения информационных технологий в государственной сфере и улучшения на их основе взаимодействия государства и общества.

Таким образом, на всю систему государственного управления, на процессы ее совершенствования оказывали и оказывают влияние два самых значительных фактора — демократические преобразования и информационно-технологическая революция. Сегодня ей название — цифровая революция.

В этом и состоит уникальность ситуации развития России как государства и российского общества в последние почти четверть века.

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Цифровой фактор в компетентности государственных гражданских служащих как фактор демократизации отношений власти и общества. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: