Введение. Каким будет сценарий развития рынка образования и труда после COVID? Как это повлияет на экономику? Продолжение изоляции с целью остановить распространение COVID-19, чрезвычайное положение в области общественного здравоохранения, многотысячные жертвы в странах по всему миру, — все это вызывает опасения по поводу наступления самой серьезной глобальной рецессии со времен Великой депрессии.
Дистанционный труд и онлайнобучение переживают самый решительный подъем, поскольку COVID-19 вынуждает компании и организации вводить обязательную политику работы на дому во все более неприкасаемом мире. Внезапный переход на удаленную цифровую работу в одночасье может ускорить изменения в том, как выполняется работа, и в том, что мы думаем об организации и учете труда.
Методы. Авторы опираются на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Невозможность дистанцирования от ситуации пандемии позволяет опираться на частнофилософские методы герменевтического анализа, феноменологического анализа, конструктивного анализа, рассматривать ситуацию принуждения к ДОТ как моделирование и психологопедагогический эксперимент.
Материалы. Цифровые инструменты (учебные пособия, средства коммуникации) не могут выступать в качестве индикаторов компетенций. Самоэффективность участников педагогического процесса играет ключевую роль в дифференцированной постановке задач перед обучающимися и обеспечении обратной связи. Изоляция от пандемии COVID-19 затронула практически все аспекты жизни общества и повседневной жизни, людям пришлось научиться организовывать общение и взаимодействие по-новому. Для того, чтобы добиться успеха, нам приходится стимулировать цифровую трансформацию. Либо мы это делаем по собственному выбору и желанию прогрессировать, либо нас «оцифровывают» насильно и мы становимся из субъектов экономической деятельности объектами воздействия.
Цифровизация требует быстрых управленческих решений, причем для ускорения принятия решений, возможно, требуется разъединение собственности (шеринговая экономика) и деятельности. Внесение поправок в трудовое законодательство относительно отражения реальности цифровых рабочих мест — необходимость времени. При этом работа на дому не обязательно является положительным опытом, как для работодателя, так и для сотрудников, т.к. нарушается баланс между работой и личной жизнью, продуктивностью и приватностью [1].