По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.43

Цифровизация в условиях пандемии: онтология сложности, возможности, риски

Е.А. Тимощук к. ф. н., РАНХиГС, Владимир
А.С. Тимощук д. ф. н., доцент, ВЮИ ФСИН России
Владимир Р. Тьяги PhD, UPES, Дехрадун

Цель статьи — проанализировать эффективность цифровых инструментов для поддержки дистанционного процесса обучения, а также насколько успешно в цифровизацию включены субъекты образовательного процесса, которым в 2020 г. была предоставлена уникальная возможность овладения технологическими компетенциями во время педагогических сессий. Ситуация с пандемией COVID-19 создала беспрецедентные условия ускорения выработки этих навыков, она потребовала от постоянного и переменного состава быстрой адаптации к обучению в Интернете. В обычной учебной ситуации (занятия по расписанию, лекции и семинары, индивидуальная и групповая работа) использование ИКТ не было интенсивным и безальтернативным. Перевод на дистант поместил педагогов, обучающихся и родителей в совершенно новую ситуацию, когда продолжение преподавания и обучения стало безальтернативно удаленным и помимо системы цифровых компетенций потребовалась техническая инфраструктура, как для педагогов, так и для обучающихся.

Литература:

1. Tyagi, R., Vishwakarma, S., Sanwar, S.Y., Timoshchuk A.S. Community Self-Help Projects // No Poverty. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. — Springer, 2020. — Pp. 1–9. DOI: 10.1007/978-3319-69625-6

2. Алдашева А.А., Баканов А.С., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Профессиональный менталитет и особенности профориентации и переориентации в период социально-экономического кризиса: на примере пандемии вируса COVID-19 // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экон.психология. — 2020. — Т. 5. — № 2 (18).

3. Гофман, А.А., Тимощук А.С. Цифровизация: между технологическими компетенциями и технократизмом // Социальная компетентность. — 2020. — Т. 5. 1 (15).

4. Трофимова Н.Н., Тимощук А.С. Информатизация образовательной среды: борьба за внимание молодежи // Философия и культура информационного общества Тезисы докладов Седьмой международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 2. — СПб: СПб ГУАП, 2019.

5. Тимощук А.С. Процессы глобализации и тенденции развития образования // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни. — СПб.: Политех-пресс, 2019.

6. Добровинский Д.С., Ловецкий И.В., Попов М.А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — 2018. — Т. 2.

7. Гофман А.А., Тимощук А.С. Цифровая трансформация образовательного процесса // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования Тез. докл. XIV всеросс. научно-методической конференции. — Ярославль: Филигрань, 2020.

Введение. Каким будет сценарий развития рынка образования и труда после COVID? Как это повлияет на экономику? Продолжение изоляции с целью остановить распространение COVID-19, чрезвычайное положение в области общественного здравоохранения, многотысячные жертвы в странах по всему миру, — все это вызывает опасения по поводу наступления самой серьезной глобальной рецессии со времен Великой депрессии.

Дистанционный труд и онлайнобучение переживают самый решительный подъем, поскольку COVID-19 вынуждает компании и организации вводить обязательную политику работы на дому во все более неприкасаемом мире. Внезапный переход на удаленную цифровую работу в одночасье может ускорить изменения в том, как выполняется работа, и в том, что мы думаем об организации и учете труда.

Методы. Авторы опираются на общенаучные методы теоретического уровня: генетический, сравнительный, системный, факторный анализ. Невозможность дистанцирования от ситуации пандемии позволяет опираться на частнофилософские методы герменевтического анализа, феноменологического анализа, конструктивного анализа, рассматривать ситуацию принуждения к ДОТ как моделирование и психологопедагогический эксперимент.

Материалы. Цифровые инструменты (учебные пособия, средства коммуникации) не могут выступать в качестве индикаторов компетенций. Самоэффективность участников педагогического процесса играет ключевую роль в дифференцированной постановке задач перед обучающимися и обеспечении обратной связи. Изоляция от пандемии COVID-19 затронула практически все аспекты жизни общества и повседневной жизни, людям пришлось научиться организовывать общение и взаимодействие по-новому. Для того, чтобы добиться успеха, нам приходится стимулировать цифровую трансформацию. Либо мы это делаем по собственному выбору и желанию прогрессировать, либо нас «оцифровывают» насильно и мы становимся из субъектов экономической деятельности объектами воздействия.

Цифровизация требует быстрых управленческих решений, причем для ускорения принятия решений, возможно, требуется разъединение собственности (шеринговая экономика) и деятельности. Внесение поправок в трудовое законодательство относительно отражения реальности цифровых рабочих мест — необходимость времени. При этом работа на дому не обязательно является положительным опытом, как для работодателя, так и для сотрудников, т.к. нарушается баланс между работой и личной жизнью, продуктивностью и приватностью [1].

Для Цитирования:
Е.А. Тимощук, А.С. Тимощук, Владимир Р. Тьяги, Цифровизация в условиях пандемии: онтология сложности, возможности, риски. Юрист ВУЗа. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: